В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа начала работу выставка «Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности». В экспозиции — около 250 памятников гравюры и рисунка, скульптуры, керамики. В центре внимания — семь гравюр одного из самых важных авторов эпохи Ренессанса Андреа Мантеньи.
Работы Андреа Мантеньи хронологически расположены между временем работы Джотто, с которого началось Возрождение, и символа эпохи Рафаэля. Наибольшую известность Мантенья получил за экспериментальные произведения — иллюзионистические росписи Камеры дельи Спози и картины «Святой Себастьян» и «Мёртвый Христос». Куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Любава Чистова исследует ход мысли Андреа Мантеньи, показывает как жесты и позы римских ораторов превращались в привычную манеру изображения христианских проповедников и как античные прототипы через практически 1400 лет преобразились в универсальные пластические формулы, которые использовали мастера Возрождения.
Андреа Мантенья выбирал самые выразительные позы и композиции в работах античных мастеров. Изображения этих пиковых эмоций выстроены в наглядные цепочки последовательных влияний: античный прототип — работа Мантеньи — творения художников, подражавших ему. При этом важно отметить, что он заимствует у античных мастеров только пластику, сюжетная составляющая — абсолютно новая.
Самые известные картины Мантеньи находятся в парижском Лувре и миланской Пинакотеке Брера. В России нет ни одного живописного произведения мастера, а теперь нет и возможности привезти их из-за границы для выставки. Так что зрителям представлены только его гравюры.
Объекты в экспозиции расположены по спирали. Разместить экспозицию линейно не получилось из-за нехватки места, призналась куратор выставки Любава Чистова. Чтобы разобраться в непростом устройстве выставки, в Эрмитаже обещают выпустить отдельный путеводитель.
Где: Эрмитаж, Двенадцатиколонный зал.
Когда: до 18 февраля.