В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка «Перуджино. "Портрет молодого человека": к завершению реставрации». Работу мастера итальянского Возрождения и учителя Рафаэля восстановили к 500-летию со дня смерти Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, более известного как Перуджино.
«Портрет молодого человека» написан в конце XV века. Небольшая картина выполнена в духе времени, но нехарактерна для Перуджино — он намного чаще обращался к монументальному формату и почти не писал портретов. Куратор выставки Зоя Купцова робко предполагает, что это может быть автопортрет мастера. Несмотря на разные техники живописи, эта работа напоминает умбрийский автопортрет художника. Картины объединяет положение модели в пространстве, развевающиеся волосы, прямой, немного укороченный нос, узкие губы и алый румянец. Однако убедительных доказательств этой теории обнаружить пока не удалось. Посетителям Эрмитажа остаётся только сравнивать черты портрета с гравюрой неизвестного мастера, изображающей Пьетро Перуджино. Её репродукция расположена на противоположной стене.
Картина поступила в собрание Императорского Эрмитажа в 1850 году от преподавателя истории Павловского кадетского корпуса Юрия Львова. Как работа попала к нему, к сожалению, неизвестно. В 1867-м реставратор Александр Сидоров перенёс портрет с деревянной доски на холст. И с того времени серьезных реставраций полотна не проводилось — в 1935-м удаляли загрязнения, а в 1962-м притирали лаком царапины.
За прошедшее время лак на портрете сильно помутнел и разложился, поверхность была покрыта царапинами. Практически пропали детали в тенях и на волосах, исчезла проработка складок одежды. Реставратор Эрмитажа Андрей Цветков послойно снимал верхние слои лака, пока не обнаружил позднюю тёмно-коричневую пропитку на основе покрашенного яичного белка. Вероятно, этот слой был нанесён для придания полотну большей однородности, но за годы белок сильно деградировал и результат стал противоположным — портрет неравномерно потемнел.
В результате реставрации открылись детали одежды, головного убора, волос, воротник приобрел оригинальный белый цвет, а также стал виден глубокий синий фон, контрастирующим с розоватым оттенком румянца молодого человека. Реставратор Андрей Цветков отметил, что после окончания работ стали заметны повреждения авторской живописи. Румянец на щеках слишком ярок и ему не достаёт плавного перехода между светлыми и красными участками. Скорее всего, полутона румянца были утеряны ещё во время прошлой реставрации — в XIX веке.
Специалисты Эрмитажа с подозрением отнеслись к правому глазу юноши — он слегка косит. Эксперты выдвинули теорию, что этот изъян может быть поздним изменением авторской живописи, но инфракрасная съёмка и исследование картины под микроскопом показали, что красочный слой глаза — единый со всем портретом. Скорее всего, это индивидуальная портретная характеристика, рассказал Андрей Цветков.
Где: Зал-переход из Зимнего дворца в Малый Эрмитаж (Аполлонов зал).
Когда: до 25 января 2025 года.