Репортажи 🖼

В Эрмитаже открылась выставка об искусстве староверов Поморья

Икона «Богоматерь Тихвинская», первая четверть XVIII века. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В Манеже Малого Эрмитажа начала работу выставка «Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа». Проект приурочили к 330-летию основания Выговской старообрядческой пустыни. Там находился крупнейший духовный и культурный центр «сокрытой Руси» — старообрядчества Поморья XVIII — первой половины XIX века.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Выставка содержит почти 200 произведений XVII—XIX веков, которые попали в коллекцию Эрмитажа из историко-бытового отдела в Русском музее ещё в 1941 году. Здесь представлены около 60 икон, рукописные книги, лубок, меднолитая пластика, резные изделия по дереву. Большая часть произведений ранее не демонстрировалась публике.

Икона «Архистратиг Михаил, грозных сил воевода, со святителем Александром Цареградским и преподобномученицей Евдокией», 1770-1780-е. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

После раскола Русской православной церкви в середине XVII века власти подвергли гонениям противников реформ патриарха Никона. Приверженцы старой веры с 1670-х бегут на Север и заселяют побережье Белого моря. В 1694-м к северо-востоку от Онежского озера, на реке Выг старообрядцы основывают Выговское общежительство. Выговская пустынь активно развивалась и в период своего расцвета владела рыбными, зверобойными, соляными промыслами на Белом море, торговала с Астраханью, Москвой и Петербургом, ходила по морю до Новой земли и Шпицбергена.

Старообрядческое медное литьё всегда тщательно скрывалось — царские власти изымали реликвии для использования меди и олова в промышленности. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Экономическому подъему способствовало и культурное развитие. Произведения местных мастеров отличает своеобразие стиля, основанное на непривычном понимании религиозных текстов. Часто иконы писались специально вразрез с запретами Святейшего Синода в Петербурге. Это был своеобразный бунт, но на таких иконах всегда были «пруфы» — в верхней части доски писалась строчка из Священного Писания, подтверждающая верность изображаемого.

Икона «Зачатие богоотцами Иоакимом и Анной Богородицы» была признана раскольнической и подлежала изъятию. Синод посчитал неприемлемым изображение целующихся святых. При этом сюжет иконы был известен с древности. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Золотая эпоха Выгорецкой живописи — это первая половина XVIII века. В это время складывается стиль, называемый исследователями «поморским пошибом». Он отличается графичными тёмными линиями, тяжеловатыми фигурами, сдержанным колоритом — это охра, неяркий бирюзовый и алый цвета, золотой фон.

Икона «Протопоп Аввакум». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В Выговской пустыни был и важный центр книжности. Здесь переписывали и оформляли рукописи, разрабатывали штампы для тиснения кожаных переплётов. На выставке представлены поморские рукописи XVIII — XIX веков. Среди них список знаменитых «Поморских ответов». Это крупное полемическое произведение 1720-х, в котором доказывается истинность старой веры. Святой Синод подготовил на эту дерзость опровержение под красноречивым заглавием «Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иеромонаха Неофита».

Разворот «Поморских ответов» с рассуждением о двоеперстном знамении — одном из ключевых изменений реформ патриарха Никона. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Большая часть экспонатов была собрана Василием Дружининым в начале XX века. Дружинин был членом правления акционерного общества Кыштымских заводов, заработал внушительное состояние и поэтому смог целиком посвятить себя исследованию старообрядческого искусства и памятников письменности.

Резная икона «Святитель Николай Можайский», вторая половина XVIII века. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Большую помощь в формировании собрания Дружинину оказал старообрядец Фёдор Каликин — иконописец и реставратор, всю жизнь связанный с музеями Петербурга, а потом Ленинграда. С конца 1907-го по заданию Дружинина Каликин посетил поселения старообрядцев в Олонецкой и Вологодской губерниях, а также ездил в Поволожье, откуда привёз большую коллекцию выговского искусства.

Дружинин был арестован в 1930-м по «академическому делу». В 1931-1932 годах отбывал срок в Соловецком лагере. В 1933-1935 годах был в ссылке в Ростове Ярославском. После ссылки он вернулся в Ленинград, где вскоре скончался в 1936 году. После смерти Дружинина его коллекцию разделили между различными музеями. Куратор выставки Анна Иванникова считает, что так старались стереть память о репрессированном Дружинине.

Больше фото в нашем репортаже

Настенная картинка «Царь Птолемей Филадельф познаёт тщету человеческой жизни», первая половина XIX века. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Где: Манеж Малого Эрмитажа. Дворцовая набережная, 36. Вход с Шуваловского проезда.

Когда: до 31 марта.

Вход по билету на основную экспозицию.