Cosmoscow, без преувеличения, — самое масштабное событие в мире современного искусства в России. Задуманная 13 лет назад коллекционером и искусствоведом Маргаритой Пушкиной ярмарка меняла места проведения, прирастала новыми проектами и, как и положено, всегда соответствовала духу того времени, на которое пришелся её очередной выпуск.
Появившись в период активной джентрификации московских промзон, первая ярмарка прошла на бывшей территории фабрики «Красный Октябрь». В паре сотен метров от неё спустя 11 лет откроется ГЭС-2 — арт-центр, который должен был бы стать российской Tate Modern, но из-за прекращения работы в России многих зарубежных авторов так и остался просто ещё одним арт-пространством в столице.
Тогда в 2010-м на «Красный Октябрь» съехались галереи Москвы и Петербурга, Берлина и Амстердама, Лондона, Нью-Йорка, Киева и скандинавских столиц.
Затем ярмарка перемещалась то поближе к Кремлю — в Манеж, то к Администрации президента — в Гостиный двор. Впрочем, ни высокие чины практически за соседней стенкой, ни повсеместное закрытие границ из-за пандемии не остановили экспансию современного искусства в здании Гостиного двора на Ильинке: в ковидный 2020-й на Cosmoscow выставились как российские, так и галереи из Европы и США. Впрочем, последующие за ковидом политические события сказались для Cosmoscow болезненнее — в 2022 году география участников ограничилась российскими городами.
И хотя в 2023 году ярмарка все ещё сохраняет в своем названии определение «международная», как и в прошлом, все 80 представленных галерей — из России, девять из которых — петербургские.
Но чего ярмарка точно не потеряла, так это масштаба. В прошлом году за три дня её работы выставочный зал Гостиного двора посетили 34 тысячи человек, из которых далеко не все зашли «просто посмотреть». Современное искусство уже давно стало тем активом, который дорожает, пока висит дома на стене. И разброс цен на работы художников максимально способствовал тому, чтобы почувствовать себя коллекционером могли не только избранные. Так, самой доступной работой на ярмарке стала тиражная графика Алексея Луки за 15000 рублей (тиражные работы выполняются в нескольких экземплярах, что дает возможность продать их дешевле — ред.), а самую дорогую можно было найти на стенде московской галереи PA Gallery — произведение Антона Конюхова о попытках изменения или искажения следов действительности через саморазрушение. Для того, чтобы пополнить свою коллекцию работой Антона, нужно было «лишь» 7 миллионов рублей.
Но и петербургским галереям было что представить.