Новости

Экспертов из СПбГУ по делу обвиняемой в «фейках об армии» Виктории Петровой снова ждут в суде, а также их коллег-психиатров


На коротком заседание по делу Виктории Петровой в Калининском районном суде сегодня были удовлетворены два ходатайства адвоката из трёх. 

На прошлом заседании судья Геннадий Пилехин настойчиво просил сторону защиты переходить к представлению доказательств и вызову заявленного специалиста и представлению его заключения. Но какое заключение специалиста, если ещё не закончен допрос экспертов, который специалист и должен проанализировать. 

Справка

Виктория Петрова была задержана в мае 2022 года. Ей предъявлено обвинение по части 2 статьи 207.3 УК РФ («фейки об армии») за несколько постов в соцсетях. Виктории грозит до 10 лет лишения свободы. Более года она уже провела в СИЗО. 

Виктории 29 лет. До ареста она работала менеджером в небольшой компании. В феврале 2022-го участвовала в пацифистских акциях в Петербурге. 

Допрос проводивших изначально заявленную как лингвистическую экспертизу сотрудников Центра экспертиз СПбГУ лингвиста Аллы Тепляшиной и политолога, но с лингвистическими познаниями, Ольги Сафоновой, напомним, начался и закончился 13 февраля на стадии представления доказательств стороной обвинения. Прервал допрос сам судья Геннадий Пилехин, когда эксперты начали путаться в ответе на вопрос, что же именно они исследовали — только тексты или ещё и видео, предоставленные следователем. Суд тогда взял паузу для того, чтобы решить — продолжить ли допрос, а, возможно, назначить новую или дополнительную экспертизу. Но в итоге к этой теме в ходе судебного разбирательства так и не вернулись.

— Эксперты не просто не успели ответить на вопросы стороны защиты, эти вопросы даже ещё не были заданы, — обратила внимание адвокат Анастасия Пилипенко. 

Она отметила, что, помимо вопросов по содержанию экспертизы, у неё есть и формальные вопросы, разрешение которых может быть полезно также и стороне обвинения. Например, следователь, назначая экспертизу, не поименовал конкретных экспертов. А это возможно, только если экспертиза проводится в специальной, государственной организации. Как отметила адвокат в суде, Центр экспертиз СПбГУ не является ни государственной, ни специализированной, ни вообще самостоятельной организацией (он не числится в ЕГРЮЛ) — он лишь подразделение вуза. И это не единственная процессуальная странность в заявленной стороной обвинения как доказательство вины экспертизе.

И так как прокурор не отказался от экспертизы, суд удовлетворил ходатайство о вызове экспертов. Причём обеспечить их явку должна сторона обвинения. 

Как и экспертов, проводивших психиатрическую экспертизу летом этого года. К ним у стороны защиты также есть вопросы. Как минимум непонятно, заключение обвиняемой по какой статье они готовили — в документах указана 207 УК РФ («заведомо ложное сообщение об акте терроризма»), а не вменяемая Вике 207.3 («фейки об армии»). Кроме того, адвокат обратила внимание на странности с датами, указанными в документах, намекающими на то, что заключение могло быть написано задним числом. По содержанию экспертизы также есть вопросы, но они относятся уже к медицинской тайне. 

— Там допущено более 50 ошибок, эксперты не зафиксировали мою версию событий, убрали важные детали из моего рассказа, допустили большое количество неточностей, искажений, хронологических ошибок, — добавила сама Виктория. 

Следующее заседание назначено уже на 28 сентября. Сторону обвинения суд обязал обеспечить как явку экспертов, так и подготовку вещдоков — дисков с записями осмотра страницы Виктории в соцсети в «ВКонтакте».

P.S.

Полную информацию о деле Виктории Петровой и других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», как им написать письмо, чем помочь — читайте в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по 207.3 УК РФ.