Репортажи

«С новыми силами ворваться в мир». В Петербурге встретились доноры костного мозга и те, кому они помогли

Донор костного мозга и реципиент вместе на сцене. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фонд помощи больным раком AdVita организовал встречу доноров костного мозга с реципиентами — людьми, которых эта процедура спасла. Такая встреча проходит уже в пятый раз. Подопечные фонда и их личные волшебники приехали из разных регионов страны: Омская, Новгородская, Ленинградская и Московская области, Пермский край, республики Северная Осетия и Удмуртия. Один донор приехала из Армении. Пары доноров и реципиентов познакомились здесь, в день торжественной встречи, до этого общаться им было нельзя: два года после трансплантации костного мозга люди даже не знают имён друг друга, таковы правила. И теперь многие не могли сдержать эмоций и слёз. А потом — наговориться.

«Каждому нужна надежда на то, что донор найдётся»

Встреча прошла в Международный день донора костного мозга, который отмечают каждую третью субботу сентября. В этом году он выпал на 16 сентября. Пригласили к участию те пары, которых соединил российский регистр доноров костного мозга.

СПРАВКА

Если пациенту показана трансплантация костного мозга, то часто это единственный способ лечения. При этом государство оплачивает только госпитализацию. За поиск подходящего донора, его обследование, забор клеток и их доставку пациент должен платить самостоятельно. Многим людям это не под силу, поэтому они обращаются за помощью в фонд.

Донором может стать далеко не любой человек, а только генетически близкий. Вероятность найти донора даже в своей семье, с учётом противопоказаний, не больше 25%. Человека, подходящего для донорства костного мозга, называют даже «генетическим близнецом» пациента.

Взять клетки от донора можно двумя способами, и он может выбрать вариант сам. Первый — из тазовой кости под общим наркозом. Второй — из крови, которую возьмут обычным образом и пропустят через сепаратор (правда процедура займёт около четырёх часов и к ней нужно подготовиться). Для реципиента (пациента, которому нужна пересадка) трансплантация похожа на переливание крови.

Чтобы попасть в регистр доноров, необходимо пройти типирование — заполнить анкету и сдать образец крови. Донорская служба фонда AdVita: 8 812 337 27 33; 8 901 300 00 25.

История фонда AdVita начиналась именно с помощи пациентам, которым нужна пересадка костного мозга: в 2000 году, ещё до названия, появился сайт для сбора средств, а потом прошла первая акция по привлечению потенциальных доноров. Всё это время представители фонда стараются развивать именно российский регистр (то есть базу данных доноров костного мозга). На сегодня в нём около 220 тысяч имён, в международном — больше 41 миллиона.

AdVita тесно сотрудничает с НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачёвой, и многие подопечные фонда — пациенты этого центра.

В праздничной встрече в стенах современного отеля приняли участие не только доноры и реципиенты, но и их врачи из НИИ им. Р. М. Горбачёвой, сотрудники российского регистра доноров костного мозга, а также делегация из Армении. Выступления с камерной сцены и фуршет дополняла игра на рояле. Для гостей играл пианист Владислав Михальчук.

Основную часть праздника высказывались доноры и реципиенты, которые познакомились между собой за несколько часов до этого, провели время вместе и теперь готовы были делиться впечатлениями.

Первыми из пар на сцену вышли 78-летний петербуржец Сергей Виноградов и 27-летняя Пеймахан Арсланова из Армении. Сергей работал директором фирмы по проектированию инженерных систем, но из-за болезни был вынужден уйти на пенсию — раньше, чем планировал. Сейчас он много времени проводит на даче, любит мастерить предметы интерьера. Девушка из Еревана оказалась его спасением не так уж случайно: она врач-аналитик, училась в СПбГУ и сдавала кровь на типирование здесь. Спустя пять лет после попадания в регистр ей позвонили и сообщили, что её генотип подходит одному из пациентов.

— Кажется, организаторы ошиблись, начав с нас. Старики любят поговорить. Сейчас я вам устрою! Шучу, конечно, — сказал Сергей. — Я благодарен Пеймахан. Когда мы познакомились, я пожалел, что мне не 30 лет.

Реципиент Сергей Виноградов и донор Пеймахан Арсланова. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Взяв слово, девушка поблагодарила врачей и назвала происходящее невероятным. «Хочется, чтобы дальше было лучше», — отметила она.

Следующими были Дарья Фомина из Красногорска и Наталья Фрейберг из Владикавказа. Дарье 22 года, она фельдшер-лаборант в отделении переливания крови. Журналистка Наталья стала для неё донором благодаря съёмкам телесюжета: несколько лет назад она освещала акцию по привлечению доноров в своём городе и вступила в регистр сама. Со сцены Дарья, преодолевшая рак, поблагодарила всех и расплакалась, донор дружески её приобняла.

Вслед за ними вышли школьница Елизавета Картаполова и маркетолог Михаил Феклисов. Елизавета приехала на встречу из Пермского края, она планирует учиться на повара. Михаил, помогавший ей выздороветь, живёт в Петербурге.

— Эмоции переполняют. 10 лет назад мы с женой вместе отправились сдавать кровь как доноры, и можно было сдать ещё кровь на типирование. Я решил это сделать. Всё, что происходит сегодня, невероятно, — рассказал Михаил.

Донор Михаил Феклисов и реципиент Елизавета Картаполова. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Счастливым вышел на сцену и петербургский муниципальный депутат Александр Милехин (МО «Светлановское») вместе с Ольгой Шаверда из Омска. Ольга лечилась от рака с 15 лет, сейчас ей 30, она работает оператором в транспортной компании. Трансплантация костного мозга позволила ей «с новыми силами ворваться в мир, перестать быть зависимой от больниц», как признаётся сама женщина. А Александр решил стать донором после разговора с другом семьи: вечером они обсуждали донорство костного мозга, а наутро вместе с ним и с женой пошли на типирование.

— Нашей стране необходимо больше таких людей, больше доноров. Есть люди, которым жизненно необходима трансплантация костного мозга. Каждому из них нужна надежда на то, что донор для них найдется, — сказала Ольга Шеверда.

Виктория Пушная и Анна Шмырова почти одного возраста — чуть больше 40, обе в этот день очень довольные и счастливые. Виктория работает бухгалтером-экономистом, приехала из города Валдай. А Анна — зубной техник из посёлка Рощино Ленинградской области. На встречу она пришла вместе с мужем. Вдвоём пара Шмыровых сдавала и кровь на типирование — их вдохновил на это сюжет по телевизору.

— Это мегакрутой человек — мой донор Анна. Я хочу, чтобы у неё всегда всё складывалось наилучшим образом. И у нас столько общего! Я хочу также пожелать тем людям, у которых такой диагноз, такая беда, я хочу посоветовать, чтобы вы полностью доверились своему врачу, — волнуясь, сказала Виктория.

Донор Анна Шмырова и реципиент Виктория Пушная. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Следующими на сцене оказались Иван Власов из Янино Ленинградской области и Юлия Широбокова из Ижевска. Ивану 51 год, он работает водителем, а его донор Юлия — мастер по наращиванию ресниц и перманентному макияжу. У Ивана во время слов благодарности на глазах проступили слёзы, донор поддержала его.

— Желаю, чтобы у Ивана всё было хорошо. Спасибо врачам, которые совершают это чудо, — сказала Юлия.

Завершающей парой были Татьяна Ильина из Тосно и петербурженка Анастасия Лукьянчук. Татьяна работает старшей медсестрой в стоматологическом отделении больницы и преподаёт в медицинском колледже. А Анастасия — специалист в hr-отделе сети пекарен. В этой ситуации пациенткой была Татьяна. Анастасия же регулярно сдавала кровь как донор, однажды увидела буклет с предложением присоединиться к регистру доноров костного мозга — и сделала это. Татьяна в день знакомства пригласила Анастасию на встречу со студентами в медучилище: она пообещала им это ещё год назад.

Донор Анастасия Лукьянчук и реципиент Татьяна Ильина. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

— Никто не мог представить, что я буду стоять на этой сцене — здоровая, счастливая, благодарная всем. Начиная от уборщиц, медсестёр — до врачей, донора. Всем спасибо. Жизнь надо любить, радоваться ей. Я сама медик. Когда мне сказали диагноз, у меня был шок. Но это всё лечится. Слава богу, это не 1980-е, не Советский Союз. Пережили — и хорошо, идём дальше, — уверенно сказала Татьяна.

После доноров и реципиентов на сцену вышел медицинский директор Армянского регистра доноров костного мозга Мигран Назаретян. Он рассказал, что армяне очень активны в донорстве, поэтому отнюдь не случайно, что в этот день на сцене была девушка из Еревана.

— Армения — маленькая страна. Население всего три миллиона человек. Но у нас 34 тысячи доноров костного мозга. Одна из них сегодня выступила на этой сцене. Спасибо большое всем! Когда-нибудь мы вас пригласим на нашу встречу доноров и реципиентов в Армению, — пообещал Назаретян.

СТАТЬ ДОНОРОМ

«Ничто не предвещало болезнь»

Мы решили узнать больше об истории Виктории из Новгородской области и Анны из посёлка Рощино Ленинградской области. Вместе мы посидели за столиком и поговорили о донорстве и преодолении рака.

Виктория и Анна встретились спустя почти семь лет после трансплантации. Когда их приглашали на аналогичное событие в 2019 году, Анна была в отъезде и принять участие не могла. А потом началась пандемия коронавируса. Все семь лет женщины ждали знакомства. 

Виктория всё это время пыталась представить себе: что за человек её донор, какие у неё интересы в жизни,

кем работает, что предпочитает в еде. Многое из фантазий совпало с реальностью, но угадать профессию всё-таки не удалось (зубной техник). Анна же представляла свою реципиентку как доброго, сильного духом человека с хорошим чувством юмора. Спустя некоторое время после того, как у неё взяли клетки костного мозга, женщина сама позвонила в НИИ им. Р. М. Горбачёвой и спросила, как всё прошло — и просто знала, что пациентка жива и здорова.

Анна Шмырова и Виктория Пушная. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

У Виктории обнаружили рак в 2013 году. У неё диагностировали миелодиспластический синдром — это заболевание крови с ярко выраженной анемией. Тогда она была единственным человеком в Новгородской области с таким диагнозом.

До этого женщина даже представить себе не могла, что у неё может быть рак. Она жила обычной жизнью, занималась предпринимательством — управляла франшизой по продаже суши и роллов. У неё уже было двое детей.

— Раньше я посещала врачей в связи с плановыми осмотрами, беременностью и рождением детей — и ничто не предвещало болезнь. Но в какой-то момент началось недомогание, нервозность, снижение веса, сонливость. Сдала анализ на гемоглобин — и сразу стал понятен масштаб проблемы. Поставили диагноз. Сначала было эмоциональное отторжение. Потом я с болезнью сдружилась, и началась борьба, — вспоминает Виктория.

Спустя три года лечения стало понятно, что без трансплантации костного мозга заболевание не победить. Женщина очень переживала и за своё будущее, и за своих детей — младшей дочери было всего девять лет. Викторию поддерживал мужчина, с которым она заключила брак как раз в этот период.

— Восприятие того, что нужна трансплантация, было ужасное: шок, слёзы. Всё оттого, что у меня не было понимания, что это такое. Потом с нами разговаривали врачи, девочки-соседки по палатам, более осведомлённые, чем я.

Меня пугала даже сама фраза: «трансплантация костного мозга». На самом деле это не так страшно,

это делают, скажем так, как обычные капельницы, — говорит Виктория.

Донора нашли быстро — меньше чем за год. Весной был медицинский консилиум, а к концу лета уже нашли несколько вариантов в российском регистре. Анна подходила больше всех, поэтому позвонили ей. Она сразу согласилась.

— У моей младшей дочери есть хороший приятель, который болен лейкозом, — рассказывает Анна в ответ на вопрос о том, как пришла в донорство костного мозга. — Несколько лет назад ему искали донора. Я видела про него сюжет по телевизору. Говорю мужу: «Юр, пойдём, сдадим на типирование! А вдруг. Чем-то надо помочь». Так мы в базу попали. Уже спустя несколько месяцев мне позвонили.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Анна говорит, что стать донором костного мозга было довольно легко для неё. Но, безусловно, процедура непростая, и к ней нужно было подготовиться. Пять дней до забора клеток было необходимо делать уколы специального препарата дважды в день, в этом ей помогал муж. Каждый день нужно было сдавать анализ крови, для этого она приезжала из Рощино в Петербург. Дважды дата трансплантации переносилась из-за состояния здоровья онкопациентки.

— Я так переживала. Я очень рада, что у меня именно Анечка, — вздыхает Виктория.

После процедуры Анна вместе с мужем переживали: как там пациентка? Потом успокоились, когда в клинике рассказали, что всё хорошо.

Вскоре после трансплантации у Виктории наступила полная ремиссия. Сейчас она живёт жизнью здорового человека — надо только регулярно проверяться.

Женщина сменила сферу деятельности: ей хотелось развития. Сразу после трансплантации она ещё занималась бизнесом по продаже роллов. А потом решила реализовать себя в той сфере, в которой когда-то училась — и теперь работает бухгалтером-экономистом, а по совместительству кадровиком в оздоровительном санатории.

В день встречи приятным открытием было то, что Анна из посёлка Рощино Ленинградской области, а Виктория — родом из Рощино Новгородской области. Это как будто ещё раз подчёркивает их особенную связь.

Обе женщины говорят, что в их ситуации была очень важна поддержка близких.

— Со стороны донора поддержка тоже важна. Мои родные пугались.

Отговаривать они меня не пытались, потому что это бесполезно. Но боязно им было, — вспоминает Анна.

Виктория желает всем, кто столкнулся с раком, надежды, веры в будущее, самообладания.

— Я желаю, чтобы вы доверились своему врачу, не копали в информацию в интернете, не занимались самолечением, не забивали себе голову, — говорит Виктория. — Врачи учились этому годами. Полностью доверьтесь им — я этого хотела бы пожелать. И не опускайте руки, не думайте о плохом.

Размышляя о репрезентации онкопациентов в кино, Виктория называет любимым сериал «Красные браслеты». Это российско-украинская адаптация испанского сериала. Шесть пациентов детской больницы объединяются в группу «Красные браслеты» и вместе преодолевают трудности. Один из них находится в коме, но его слышит другой — и это позволяет ему общаться с остальными. Девиз сериала: «Один за всех, и все за жизнь».

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

СТАТЬ ДОНОРОМ