Санкт-Петербургский городской суд рассмотрел апелляцию на меру пресечения, избранную Невским районным судом для программиста Николая Веприкова, обвиняемого в «фейках об армии» по ч. 1 ст. 207.3 УК РФ. Судья Наталья Кузнецова постановила отменить решение о содержании Веприкова в СИЗО и освободить его без какого-либо ограничения свободы. Он остаётся обвиняемым по делу.
СПРАВКА
Николай Веприков — петербургский IT-специалист родом из Ижевска. В 2014 году организовал киноклуб «Эксперимент» и почти 10 лет проводил просмотры и обсуждения остросоциального кино.
Арестован 24 июня 2023 года и отправлен в СИЗО-1 «Кресты». Николая обвиняют в публикации нескольких постов в ВК и репостах из YouTube, которые, по мнению следствия, содержат «фейки об армии».
Он единственный в Петербурге, кому вменяют первую часть статьи 207.3 УК РФ. Максимальный срок наказания по ней — пять лет лишения свободы. Остальных фигурантов дел «о фейках об армии» судят по второй части статьи, более тяжкой.
За отмену решения Невского районного суда выступали как сторона защиты, так и сторона обвинения.
— Убеждён в неконституционности положений уголовного кодекса по данной статье. Каждый имеет право иметь своё мнение и выражать его, — отметил адвокат Веприкова Игорь Скачко.
Защита также обратила внимание на то, что Николай ранее не судим, не был привлечён к административной ответственности, никогда не скрывался от суда, и его намерения сделать это ничем не доказаны.
— Солидарен с защитой в том, что необходимо отменить принятое нижестоящей инстанцией решение, поскольку на момент совершения инкриминируемого деяния часть первая статьи 207.3. относилась к преступлениям небольшой тяжести. Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, — сказал прокурор Плотников.
Судья учла аргументы обеих сторон и постановила освободить Веприкова. Точная дата, когда он выйдет из СИЗО, пока неизвестна. На судебное заседание пришли поддержать Николая около 20 человек.
«Я чувствовал себя правым и считал, что нужно бороться за свои идеалы»
Буквально накануне суда, 26 июля, редакция MR7 получила письмо от Николая, где он рассказал о жизни в СИЗО и о том, как относится к новому повороту в своей судьбе.
«По аресту — понимал, что есть такая вероятность. Но не думал, что это будет из-за соцсетей. Свою страницу в ВК закрыл для посторонних и считал, что этого достаточно. Старался не размещать фото и видео из Украины.
Об отъезде из страны думал давно, но не планировал и не готовился. Да и ресурсов на это не было. Кроме того, я хотел продолжать свои проекты в России (например, киноклуб — ред.) и через них поддерживать остающихся близких и единомышленников. А ещё я чувствовал себя правым и считал, что нужно бороться за свои идеалы», — пишет Веприков.
Мужчина рассказывает, что чувствует себя хорошо и спокойно. Он соблюдает режим сна, каждый день делает зарядку и старается поменьше есть, чтобы не растолстеть.
Бытовые условия в СИЗО он называет сносными: ежедневные прогулки, душ раз в неделю, в камере есть горячая вода и тазик для стирки. Веприков живёт в шестиместной камере, раз в неделю её жильцы стараются тщательно убираться — но, несмотря на это, в ней есть тараканы. За месяц жизни Николая в СИЗО он уже видел, как этих тараканов травили, однако они продолжают соседствовать с людьми.
«В свободное время читаю, но недавно закончились все интересные книги в камере. А мои книги не отдают. Рисую для себя и на заказ — например, копии фотографий. Пробую писать рассказы. Работаю над своим проектом "Лаборатория мировоззрения"».
Две недели назад в камере Николая появился новый телевизор (на него скинулись родственники заключённых). Иногда удаётся посмотреть неплохое кино, но в основном телевидение Николая только отвлекает.
ПРЕЦЕДЕНТЫ
До Николая Веприкова в Петербурге лишь однажды отпускали из СИЗО фигуранта дела «о фейках об армии». Это был активист Борис Романов. Его арестовали в мае 2022-го, а в июле того же года отпустили из СИЗО. Судья Выборгского районного суда Марина Горячёва смягчила меру пресечения до ограничения определённых действий. Романов уехал из России и сейчас находится вместе с семьёй в Германии.