На проходящем на площадке «Ленполиграфмаша» урбанистическом форуме обсудили проблему развития велоинфраструктуры в Петербурге. Дорожки для двухколёсных в городе есть, парковки тоже встречаются, но часто и то, и другое фрагментарно. А это не позволяет говорить о велосипедизации города в целом, создании условий для полноценного использования велосипедов как средства не развлечения или отдыха, а именно передвижения.
— В Петербурге развивают велоинфраструктуру, однако это носит случайный бессистемный порядок, без какой-либо обозначенной цели. Велодорожки строят в рекреационных целях в парках, но не анализируют социально-экономические эффекты от развития этой сферы, — говорит магистрант Института дизайна и урбанистики (ИТМО), руководитель студенческого проекта URBAN Culture Даниил Воронин.
Он привёл в пример исследования департамента транспорта Лондона и Нидерландского института анализа транспортной политики. Подсчёты показали, что люди, которые добираются на работу на велосипеде, обладают на треть более высокой производительностью труда. Даниил Воронин оценил, как развитие велоинфраструктуры в городе могло бы сказаться на экономике и социальной сфере:
- Увеличение производительности труда на треть у 5% трудоспособного населения (тех, кто начнёт ездить на работу на велосипеде) может привести к увеличению внутреннего регионального продукта Петербурга на 87,1 миллиара арублей в год. Для сравнения: бюджет города на 2023 год — триллион рублей.
- Развитие велоинфраструктуры в Петербурге может привести к сокращению количества смертей от сердечно-сосудистых заболеваний на 616 человек в год. Это не так много по сравнению с общим числом — 35 675 за 2021 год, по данным Росстата. Но всё же это чьи-то жизни и суммарная экономическая выгода города в размере 745 миллионов рублей в год.
- Создание велоинфраструктуры в нашем городе может привести к экономии в 284 миллиона рублей в год от повышения качества окружающей среды.
При этом, по подсчётам специалиста, суммарные экономические расходы на развитие инфраструктуры для велосипедистов составят 10,68 миллиарда рублей за 10 лет.
Идеи молодых урбанистов и активистов по развитию велодвижения в городе прокомментировала депутат Законодательного собрания Петербурга Наталья Астахова. По её мнению, даже существующая инфраструктура не пользуется популярностью.
— У нас как была мало востребована велополоса вдоль Фонтанки, так и осталась, — считает депутат. — И это связано, к сожалению, не только с зимним периодом, не только с проблемой уборки снега… Я не верю, что 70% населения, по общероссийской статистике, нуждаются в велоинфраструктуре, нужно не забывать, что иногда люди выдают желаемое за действительность.
— Если вы говорите, что сейчас у населения нет нужды в велоинфраструктуре, но когда она появится — вы начнете строить велодорожки — это не ответ! — парировал директор центра развития городской среды АНО «Наш город» Василий Вишневский. — Города строились для людей. Сейчас инфраструктура в Петербурге далеко не идеальна, она не позволяет работать общественному транспорту как часы.
Примечательно, что буквально накануне, на открытии форума Наталия Астахова заверяла, что открыта к предложениям.
— Мы меняемся, наш город меняется именно благодаря очень неравнодушным людям, которые не просто думают об изменении Петербурга, а знают, как это сделать, они настойчиво добиваются, чтобы быть услышанными, — говорила депутат. — Не надо думать, что власть всегда хочет только как она хочет, мы с удовольствием готовы слышать креативные предложения и воплощать их в жизнь.