Новости

Витраж в доме на Введенской не меняют на стеклопакет

Витраж «Восход солнца» в доме 5/13 на Введенской улице не стали заменять на стеклопакет. Ремонт в парадной продолжается. Рабочие уже выломали большинство деревянных окон («лиственница, 1910 год, архитектор Дубинский…»), осталось последнее — между пятым и шестым этажами, с историческим витражом «Восход солнца». 

Судя по всему, сейчас его не будут демонтировать. Согласно документам, запланированный ремонт окон в парадной касается только четырёх из пяти. Окно с витражом остаётся нетронутым. 

Ранее жители и градозащитники волновались, что витраж может быть демонтирован и просто выкинут на помойку, как это случилось в 2017 году с аналогичным витражом в соседней парадной. Тогда также меняли окна и не стали церемониться с историческими рамами и стёклами.

Единственный из как минимум четырёх сохранившийся витраж в доме 5 по Введенской улице. Фото: MR7

«По информации ЖКС № 2 Петроградского района, в ходе весеннего осмотра МКД (многоквартирного дома. — Ред.) установлено, что окна находятся в ненадлежащем техническом состоянии. В зимний период имеются значительные теплопотери. На основании данного осмотра составлен акт и подписан с домовым советом (подпись председателя д/совета имеется на каждой странице акта). Окна включены в программу текущего ремонта 2023. Оконный проём на последнем этаже (с витражами) замене не подлежит, для сохранения оригинального витража. Данный жилой дом объектом культурного наследия не является», — прокомментировали ситуацию в администрации Петроградского района.

Председатель совета дома Ирина Кириллова не согласна с такими формулировками. В разговоре с MR7 она сообщила, что «весенний осмотр» был в 2022-м и она согласовывала работы именно на прошлый год, но не на 2023-й. Планы и смету по ремонту в текущем году она не подписывала, так как у неё вызвали сомнения некоторые расчёты затрат. Формально, по её словам, ЖКС №2 не должна была начинать работы без комплекта документов, в том числе с её подписями. Полномочиями о принятии решений по текущему ремонту её наделило (по сути продлило полномочия) собрание собственников в 2022 году.

Ирину Кириллову поддерживают градозащитники из объединения «Старый Петербург», которые также не согласны с работами, проводимыми в доме, — пусть и не объекте культурного наследия, но историческом. Они отмечают, что согласно режимам закона Петербурга № 820-7 («о зонах охраны») предусмотрено сохранение внешнего облика исторических зданий, включая «… размер и расположение оконных, дверных и воротных (арочных) проемов, балконов, лоджий, наружных лестниц; декор, материал и цветовое решение… заполнений оконных, дверных и воротных (арочных) проемов, ограждение балконов». Такие работы требуют согласования с коллективными собственниками, а изменение любых элементов фасада требует согласования с комитетом по градостроительству и архитектуре.

Справка

Дом 5 по Введенской улице был построен в 1910 году по проекту архитектора Михаила Дубинского. Во время блокады часть внутреннего корпуса дома была разрушена после попадания бомбы.
Авторы проекта «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020» называют украшения окон в парадных этого дома редким образцом витража с пейзажной вставкой. Витражи также были и в окнах между первым и вторым этажами в парадных. Они изображали пейзаж с ручьем. Одна витражная фрамуга с изображением ручья была передана в собрание Музея истории Петербурга в 1996 году. Примерно в период между 2009 и 2014 годами с крыши здания исчезла ажурная решётка. 

Остатки «родных» рам из первой парадной. Фото: MR7

Проблема сохранения родных окон и дверей в петербургских парадных давно обсуждается в градозащитном сообществе. Если здания — объекты культурного наследия или внесённые в реестр вновь выявленных объектов могут рассчитывать на бережный ремонт и даже реставрацию (впрочем лишь в случае, если элементы интерьера прописаны в их предмете охраны), то обычные старые дома обречены на стеклопакеты. Заниматься дорогостоящим качественным ремонтом деревянных рам управляющим компаниям зачастую просто невыгодно. Это может стоить едва ли не дороже стеклопакета. 

— У нас несколько деградировавшая система надзора над домами, скажем так, — объясняет Валентина Манн, соосновательница группы «Двери с помоек» — объединения людей, занимающихся реставрацией деревянных дверей и окон старинных зданий Петербурга. — В советские годы условный ЖЭК обслуживал не частную собственность, так как её не было. Сегодня УК, по сути, коммерческие организации, даже если они подчиняются городу, и их цель — извлекать прибыль от оказания услуг. Они работают уже с имуществом частных собственников. Но нюанс в том, что сменить УК в Петербурге крайне сложно, в городе не сложился рынок таких компаний, нет реальной конкуренции. И управляющим компаниям, в том числе ЖКС, проще всё старое менять на новое, а не заниматься реставрацией. Касательно деревянных рам и дверей в лучшем случае могут заменить выбитое стекло или сменить створку. О сохранении историчности тут тоже речи не идёт.