Механизма нет, но вы держитесь
В начале рабочей встречи по платным парковкам её ведущий, депутат Алексей Цивилёв, отметил: что делать с закрытием дворов — «мы концептуально пока не знаем».
Границы земельных участков многих домов в Петербурге проходят вдоль фундамента. В таком случае двор не принадлежит жильцам, и закрывать его, устанавливать какие-то конструкции на въезде они не могут. И это только полбеды. Даже если двор ваш — необходимо провести собрание собственников с высокой явкой и проголосовать за установку шлагбаума (или ворот). Если же двор на несколько домов — должны собраться и проголосовать жители каждого из них. Больше того, проект шлагбаума должен быть согласован с властями как элемент благоустройства. И это ещё не всё: если его установят, кто-то должен открывать его для экстренных служб.
Впрочем, в жилищном комитете заявили, что на самом деле проблем нет.
— В законодательстве есть все необходимые механизмы для самостоятельного закрытия дворов собственниками. Если дворы не закрыты — это вопрос к собственникам, почему они не проявляют инициативу, — сказал представитель жилкома Юрий Сергиенко.
Депутат Наталия Астахова обратила внимание на социальную важность закрытия дворов и призвала обеспечить такую возможность для петербуржцев как можно скорей.
— Закрытием дворов мы спасём жителей не только от запаркованности, но и от закладок, — отметила Астахова.
Депутаты Михаил Амосов и Алексей Цивилёв вспомнили опыт других стран — Финляндии и Беларуси. В воздухе повис вопрос: почему мы у себя не можем организовать такой же порядок с дворами и парковками, как у них?
СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ
Житель Центрального района Игорь Лапшин:
— Я живу на пересечении Рижского и Дерптской. После введения платной парковки мой двор постоянно забит машинами. По вечерам местные жители караулят, когда работающие рядом освободят место, чтобы вовремя занять его. Раньше парковочных мест было достаточно: люди парковались по обе стороны Дерптской, на Рижском и Курляндской. Сейчас же во многих местах парковка просто запрещена, на Дерптском 16 платных парковочных мест.
У нас один большой двор на пять домов, четыре арки. Чтобы закрыть его, каждый дом должен провести общее собрание собственников, собрать кворум и договориться. Я не могу даже заняться агитацией и поговорить со всеми, потому что я не имею права получить списки жильцов всех домов, кроме своего.
Нет закрытых дворов — нет платных парковок
Раз нет механизма закрыть жилые дворы — не может быть и платных парковок. Активисты Адмиралтейского района потребовали наложить мораторий на платные парковки, пока хотя бы не будут решены все проблемы, связанные с ними.
— Мы вынуждены закрывать дворы, потому что появились платные парковки. В таком случае почему бы не использовать на эти цели деньги, предусмотренные для организации парковочного пространства? Или часть сверхдоходов от него? — сказала активистка Светлана Лубышева.
«Нет закрытых дворов — нет платных парковок», — декларировали петербуржцы.
Ещё один пример нерешённой проблемы — уборка парковочного пространства. До сих пор неизвестно, кто за неё отвечает. Жители Адмиралтейского пытались зимой и весной добиться уборки платной парковки хоть от кого-то — но ни комтранс, ни Центр управления парковками, ни комитет по благоустройству эту проблему не решили, переводя стрелки друг на друга — говорят активисты. А Роспотребнадзор в ответ на жалобу сообщил, что платная парковка — это не услуга. То есть деньги за неё собирают, но даже базового сервиса вроде быстрой уборки снега и грязи не ждите.
СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ
Жительница Петроградского района Надежда Кучеренкова:
— Мы постарались подготовиться к введению платной парковки. У нас уже есть ворота, закрывающие двор. Чтобы их не срезали по чьей-нибудь жалобе, мы собрали доказательства их культурно-исторической ценности. Обратились в КГА, КГИОП. Приехала комиссия, подтвердила, что ворота исторические. Мы получили соответствующую бумагу, копию направили в управляющую компанию. Надеемся сохранить двор закрытым.
Парковки есть — закона нет
Платные парковки есть — а закона о них нет. Есть постановление правительства Петербурга, в котором прописаны основные понятия и расчёты. Активисты подняли вопрос о необходимости разработать региональный закон и с помощью него регламентировать закрытие дворов. Депутат от «Справедливой России» Михаил Амосов эту тему подхватил — и в рабочей группе обсудили, нужен отдельный закон или нет. К сторонникам присоединилась депутат от «Новых людей» Ольга Герасина. Сомнения выразили остальные — в частности, «единоросс» Алексей Цивилёв и «справедливоросс» Александр Новиков, а также специалист Центра управления дорожным движением Дмитрий Попов.
Аргументы против:
- Уже есть постановление правительства. Какая разница, какой документ регулирует оплату парковки?
- Люди, недовольные платной парковкой, будут недовольны ей, даже если будет принят профильный закон.
- Если стоимость парковки потребуется изменить, отредактировать постановление проще и быстрее.
- Закон о платной парковке не нужен, если мы в целом против неё, против разделения людей по районному принципу и т. п. (депутат Новиков отметил, что «мы так весь город перегородим»).
Юрист по жилищным вопросам Николай Тямшанский:
— Есть два пути закрыть двор для посторонних: законный и незаконный. Когда петербуржцы выбирают легальный путь, они всегда сталкиваются с проблемами. Это сложная процедура. Если же люди устанавливают шлагбаум (ворота) самовольно, его демонтируют по первой же жалобе. Здесь дело случая: он может простоять несколько лет или несколько дней.
Для того, чтобы законно закрыть двор, необходимо соблюсти несколько условий. Их регламентирует федеральный закон, в частности Жилищный и Гражданский кодексы.
1. Закрываемый земельный участок должен принадлежать жителям. Он должен входить в состав общего имущества. Кадастровый учет земельного участка должен быть проведен, границы — четко установлены. Они должны отображаться на карте в региональной геоинформационной системе (rgis). Здесь сразу отпадает порядка 70% всех домов Петербурга. У многих не сформирован земельный участок. Даже если он сформирован, он может не включать в себя нужный двор.
Даже на вашем участке перекрытие двора не должно перекрывать пути пешеходов в другие дворы, на другие участки. Например, если за вашим домом находится другой дом, к которому можно проехать только через этот двор, его закрывать нельзя.
2. Необходимо провести общее собрание собственников дома (если двор относится к нескольким зданиям, то в каждом из них). Согласно Жилищному кодексу, подобные решения принимаются именно собственниками на общем собрании, закрепляются протоколом. За закрытие двора должны проголосовать не менее 2/3 от общего числа собственников. Это очень много. Даже по жизненно важным вопросам столько сложно собрать. Все документы должны быть составлены качественно, без ошибок.
3. Должен быть обеспечен круглосуточный доступ во двор для экстренных служб. Если вы поставили шлагбаум или ворота, должен быть, например, консьерж, который откроет пожарным, полиции, скорой. Или видеокамера, которая транслирует данные в удалённую диспетчерскую.
Если какой-то из этих пунктов не выполнен, то по первой жалобе любого человека такой шлагбаум может быть демонтирован. В зависимости от того, кто именно пожаловался, какие обстоятельства, он будет демонтирован либо по суду, либо вообще без суда, силами комитета по контролю за имуществом.
В большинстве дворов в центре Петербурга, если установлен шлагбаум, то сделано это незаконно. Впрочем, в таких случаях сложно доказать, кто установил шлагбаум. Поэтому максимум, что обычно людям грозит — демонтаж и изъятие этой конструкции.
Предложение инициативной группы активистов Адмиралтейского района
Активист и юрист Алексей Каменский:
— Мы предлагаем:
1. Инвентаризацию. Составить перечень всех дворов: закрыт – не закрыт. Делать это можно на уровне районов, существуют ГУЖА, отделы хозяйства и регистрации.
2. Типизацию. Разделить ситуации в дворах на типовые. Например, один дом — один двор, который ему принадлежит. Один дом — один двор, но участок обрезан по линии фундамента. Третья ситуация — когда внутри сквер. И так далее. Для каждой ситуации составить типовое решение.
3. Проактивность властей. Человек обращается, например, в районную администрацию — и его ведут, ему помогают. Потому что для отдельно взятого человека юридические и бюрократические тонкости — тёмный лес.
4. Принцип «Помощь, но не халява». Если шлагбаум на общедомовой собственности — за его установку отвечают жители. Если на городской — то город должен его установить. Например, за счёт сверхдоходов от платной парковки.
5. Исправление ошибок прошлого, связанных с межеванием дворов. Привести дворы в исторической части города в соответствие с дореволюционными границами. Исторически дворы не были объединены.
6. Мораторий на платные парковки в Адмиралтейском районе.