Реставраторы показали, как «спасают» две скульптуры быков, десятилетиями украшавшие проходную мясокомбината на Московском шоссе.
— Сейчас ведутся работы по расчистке скульптур, мы обнаружили здесь многочисленные слои краски, и мы их скрупулезно, очень аккуратно удаляем. Мы узнали, что там было несколько слоёв краски разных оттенков зелёного, слой ярко-оранжевой краски, и видим локальные следы белой краски. Мы предполагаем, что она осталась со времён войны, когда быков маскировали под цвет грязного снега, — рассказала заместитель гендиректора мастерской «Наследие», где идёт реставрация, Христина Шумилова.
Специалисты вручную — смывками и растворителями — удаляют краску с памятников. Кроме того, выяснилось, что у одного из быков не настоящий хвост — он сделан из пластика, а не из бронзы. Реставраторы намерены его удалить и заменить на металлический.
Реставраторы также нашли много следов предыдущих реставраций, заплатки, а также была диагностирована «бронзовая болезнь» — отсутствие естественной патины, которая защищает металл от дальнейшей коррозии.
Пятитонные бронзовые изваяния были изготовлены в 1827 году скульптором Василием Демут-Малиновским. За почти два столетия быки многое пережили — неоднократные переезды, укрытие на кладбище в годы блокады, многочисленные непрофессиональные ремонты.
Справка
Первоначально скульптуры предназначались для установки перед входом на Скотоприёмный двор (современный адрес — Московский проспект, 65). В 1936 году их перевезли к воротам гиганта социалистической индустрии — Мясокомбината им. С.М. Кирова на Московское шоссе, 13. В ноябре 1941 года скульптуры доставили в Музейный Некрополь мастеров искусств, где их укрывали неподалеку от могилы их создателя — скульптора Василия Демут-Малиновского. В 1946 году скульптуры вернулись к Мясокомбинату.
С 2021 года скульптуры находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они стали частью Музейного фонда Российской Федерации. В январе этого года их сняли с пьедесталов у ворот на территорию, которую прежде занимал мясокомбинат и отправили в реставрационную мастерскую «Наследие».
«Сведениями о проводимых профессиональных реставрациях музей не располагает, вероятнее всего, они выполнялись нерегулярно и хозяйственным способом. Об этом свидетельствует современное состояние скульптур, оцененное специалистами как аварийное», — сообщают в Музее городской скульптуры.
В мастерской появилась возможность провести необходимые исследования и экспертизы: анализ проб патины, эндоскопическое исследование внутренней полости скульптур. Мастера сейчас стараются вернуть произведениям первой трети XIX века авторскую неповторимость и одновременно защитить от негативных факторов.