В Музее современного искусства Эрарта открылась выставка, посвященная довольно редкой теме коллекционирования. Она находится на стыке совершенно противоположных направлений — коллекционирования предметов искусства и объектов техники.
В Музее современного искусства Эрарта открылась выставка, посвященная довольно редкой теме коллекционирования. Она находится на стыке совершенно противоположных направлений — коллекционирования предметов искусства и объектов техники.
Маскоты, талисманы, фигуры, амулеты, статуэтки, украшения — как только ни называют производители, продавцы и коллекционеры эти маленькие произведения искусства, украшавшие капоты и радиаторы автомобилей на протяжении более чем полувека. Люди всегда стремились придать божественные или хотя бы антропоморфные черты предметам и устройствам, созданным для перемещения в пространстве: достаточно посмотреть, как были украшены ассирийские колесницы, носы драккаров викингов и венецианские гондолы или как расписывали баллоны первых монгольфьеров (тепловых аэростатов). Так и феномен маскота, появившиеся уже на заре автомобилизма, стал поистине мировым и весьма стойким, чем-то большим, нежели эфемерная мода.
В наше время эти удивительные фигурки, потеряв своё прежнее предназначение — быть украшением автомобиля, — стали объектом коллекционирования, отражающим чувства и пристрастия наших дедов и прадедов, осваивавших первые «самобеглые» авто.
Маскоты можно разделить на несколько групп: брендовые (являвшиеся эмблемой автомобильной фабрики или отдельной модели), рекламные (представляющие некий товар, производителя или даже печатное издание), официальные знаки (эмблемы автомобильных клубов и символы принадлежности к государственным структурам) и фигурки-фантазии (наиболее обширная категория, включающая самые необычные формы и сюжеты).
Из брендовых маскотов все помнят знаменитую «мерседесовскую» трехлучевую звезду, хищного ягуара одноименной английской марки, романтическую леди в развевающихся одеждах от Rolls-Royce и, конечно же, самую известную накапотную фигурку советского времени — оленя, украшавшего «Волгу» ГАЗ-21.
Не так знакомы широкой публике, но очень ценны для коллекционеров летящий аист некогда знаменитой Hispano-Suiza, Икар, исполненный в стиле ар-деко, украшавший длиннющие капоты автомобилей Isotta Fraschini, и крылатая литера В — символ английской марки Bentley.
Самой известной рекламной фигуркой, без сомнения, является Бибендум — смешной человечек, как бы составленный из автомобильных шин, — талисман французской фирмы Michelin, неизменно сопутствующий производителю автопокрышек вот уже на протяжении столетия.
К категории официальных знаков в первую очередь относятся эмблемы автомобильных клубов, а их в первой половине ХХ века насчитывалось несколько тысяч. Клубные эмблемы с бамперов и кузовов авто довольно быстро перекочевали на пробки радиаторов и из плоских табличек стали объемными фигурами. Но самая обширная группа накапотных фигурок, которые более уместно было бы назвать «талисманами» (а это как раз дословный перевод слова «маскот» с французского и английского языков), — маскоты-фантазии. К этой категории относят художественные статуэтки, выбор которых зависел только от воли и вкуса хозяина автомобиля. Огромное разнообразие таких талисманов отражало интересы, предпочтения и фантазии представителей всех слоев человеческого общества — от аристократов до кухарок (если, конечно, кухарка могла позволить себе автомобиль).
С вдохновением и мастерством лучшие скульпторы, художники и литейщики создавали настоящие произведения искусства, некоторые из которых в наше время сводят с ума любителей антиквариата, устраивающих на крупнейших мировых аукционах настоящие баталии за возможность обладать ими.
Если владелец роскошного авто желал иметь в качестве украшения совсем уникальный шедевр, он выбирал художника, зачастую уже прославившегося в этой области, и заказывал ему изготовление единственного экземпляра, соответствующего собственным желаниям и личным вкусам. После отливки форма уничтожалась, а мастер подписывал обязательство не копировать изделие. Столь уникальные предметы встречаются на антикварном рынке чрезвычайно редко.
Мода на автомобильные маскоты более всего распространилась в XX веке во Франции, поэтому абсолютное большинство художественных фигурок создано именно французскими мастерами. Франсуа Базен, Андре Беккерель, Генри Пайен — когорта талантливейших скульпторов своего времени. В Англии популярность дорогих высокохудожественных изделий была не так велика, поэтому там преобладали радиаторные орнаменты, обходившиеся дешевле.
В дореволюционной России собственный маскот имела только одна автомобильная марка, но зато какая! Русско-Балтийский вагонный завод в Риге — пионер отечественного автомобилестроения — ставил на пробку радиатора всех своих машин (даже грузовых) двуглавого имперского орла. Это была высочайше (монаршим указом и никак иначе) дарованная привилегия, обозначавшая, что Русско-Балтийский завод являлся поставщиком двора Его Императорского Величества и автомобили «Руссо-Балт» имелись в царском гараже.
В советской России про фигурки вспомнили лишь перед самой Отечественной войной: на правительственном лимузине ЗиС-101 длинный капот венчало скромное, но гордое знамя с советской символикой, а более простой по статусу «эмке» (ГАЗ-М1) и вовсе досталась пробка радиатора с неким подобием флажка с литерой «М» на передней части. В послевоенную эпоху маскотами можно назвать только уже упомянутого выше знаменитого оленя да массивных медведя и зубра, возвышавшихся над моторными отсеками грузовиков Ярославского (ЯАЗ) и Минского (МАЗ) автозаводов в 50–60-е годы.
Мода, захватившая мир и стойко продержавшаяся почти половину столетия, к середине 50-х годов ХХ века практически угасла, а сами радиаторные фигурки из вещей ежедневного обращения перешли в разряд предметов коллекционирования.
Прошли уже многие десятилетия с того времени, когда удивительные миниатюрные скульптуры украшали автомобили, а сами ретроавтомобили по большей части перестали существовать, но маскоты, превратившись в объект коллекционирования, до сих пор радуют глаз ценителей прекрасного.
Ведущие автомобильные музеи также показывают в своих экспозициях автомобильных маскотов, отдавая дань этой необычной теме, лежащей на стыке искусства и техники.
Где: Музей современного искусства Эрарта, выставочное крыло, 2 этаж.
Когда: 23 марта — 23 июля 2023г.
12+
{{subtitle}}
{{/subtitle}}