О разработке подобного документа представители гимназии рассказывали MR7 полтора года назад, осенью 2021-го. Руководство школы для разработки «политики безопасности» консультировалось с экспертами, проводило исследования. Поводом задуматься и прописать в том числе «неписаные правила» (то, что кажется очевидным, но не всегда регулируется законами) послужил скандал.
Наше издание подробно описывало, как спустя десятилетие стало известно, что бывший преподаватель вступал в сексуальные отношения с ученицами. Вскрылось это уже после его увольнения в 2018 году, но тогда это не стали предавать огласке. Когда о случившемся всё же стало известно, возникли вопросы, в том числе к руководству гимназии. Не снимая с себя ответственности, оно постаралось сделать всё возможное, чтобы подобное больше не повторялось.
Прежде всего в этом вопросе оказалось важно наладить контакт со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, учителями; объяснить, в буквальном смысле прописать, «что такое хорошо и что такое плохо», чтобы минимизировать «разночтения». Ведь уволившийся педагог никого не насиловал, всё происходило по обоюдному согласию, насколько это возможно между обладающим статусом и влиянием взрослым мужчиной и школьницей.
В опубликованной политике безопасности дано определение «сексуальному насилию над детьми». Это «занятие деятельностью сексуального характера с ребенком, который не достиг установленного законом возраста согласия (16 лет), а также занятие деятельностью сексуального характера с ребенком, когда используются принуждение, сила или угрозы, злоупотребление доверием, властью или влиянием на ребенка (здесь и далее в цитатах выделение MR7). Сексуальным насилием признаются, в частности:
- нежелательные знаки внимания, сексуализированные шутки, комментарии;
- домогательства, преследования («сталкинг»);
- обнародование и распространение интимной переписки, фотографий, видео;
- «романтические» отношения между учителями и гимназистами».
Также прописано и понятие «травли» или «буллинга» — ещё одной актуальной проблемы современных школ.
«Tравля (буллинг) — систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательных отношений, в отношении одного или нескольких лиц. Школьной травлей (буллингом) признаются, в частности:
- бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли); исключение из группы;
- обращение группы к жертве травли с использованием оскорбительных прозвищ;
- умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества;
- публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли;
- распространение о жертве травли неблагоприятной информации;
- кибертравля;
- действия учителя, разжигающие травлю: меры коллективной ответственности группы за действия, совершенные одним гимназистом, призыв к бойкоту одного или нескольких гимназистов и т. д.;
- любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли».
В кодексе поведения, входящем в «политику безопасности», в том числе прописано: «Мы не приемлем любые формы физического, психологического и сексуального насилия». В документе указаны права и обязанности всех сторон.
Так, например, учащиеся не должны «допускать оскорбительные высказывания», «толкать, угрожать, бросаться предметами», «применять физическое насилие, инициировать драку», а также «осуществлять тайную фотосъемку, аудио- и видеозапись и их дальнейшее распространение (за исключением экстренных случаев, документирующих угрозы безопасности и недопустимое поведение)».
Сотрудники гимназии, в том числе учителя, должны «обращать внимание на признаки психологического неблагополучия в поведении и эмоциональном состоянии гимназистов» и сообщать о них родителям, классным руководителям, психологу, директору, «оказывать личную поддержку обратившемуся: внимательно выслушивать, проявлять доброжелательность и заботу». Учителя, а также другие сотрудники гимназии не должны «проявлять дискриминацию», «допускать любые меры физического воздействия в отношении любого гимназиста, в том числе прикасаться… если речь не идет об оказании первой помощи или не получено явное согласие ребенка», допускать насилие, оскорблять, насмехаться, «присваивать или поддерживать присвоение прозвищ и распространять сплетни», «вступать в любые формы материальных отношений с гимназистами или их законными представителями (оплата образовательных услуг и подарки, за исключением подарков и угощения, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, а также сделанных собственноручно сувениров».
От родителей также просят соблюдать кодекс этики, не оскорблять и не унижать детей и педагогов.
Примечательно, что политика безопасности распространяется на взаимодействия не только в школе, но и за её пределами, а также в интернете.
За нарушение установленных правил предусмотрены и наказания (если решить проблему не удалось простой воспитательной беседой) вплоть до отчисления ученика, увольнения сотрудника или расторжения договора с партнёром. Кроме того, руководство школы при необходимости может (и должно) обращаться в правоохранительные органы.
Кроме того, в школе уже действует система «Синяя кнопка» — онлайн на сайте гимназии ученики могут анонимно сообщить о чём-то, что их беспокоит, как в школе, так и за её пределами. Специальная «рабочая группа» должна отреагировать на такое сообщение в течение трёх суток. Либо дети и подростки могут обратиться с жалобой к учителям или дирекции. Также и взрослые могут обратиться за помощью в урегулировании конфликтов, правда, уже письменно и не анонимно.
Упрощённую «детскую» версию «политики безопасности» разослали всем учащимся школы. С ней ознакомили сотрудников и будут в обязательном порядке знакомить всех новичков.
Возможно, подобные зафиксированные правила взаимоотношений как минимум дадут понять всем участникам, как, когда и о чём стоит беспокоиться и не молчать, а также упростят «понимание» в конфликтных ситуациях.