Новости

Петербургские градозащитники встретились с представителями СК

На приёме обсуждали аварийное состояние дачи Мюзера и дачи Шауба.

Дача Мюзера в 2019 году. Фото: КГИОП

Дача Мюзера в 2019 году. Фото: КГИОП

Петербургские градозащитники Олег Мухин и Александр Кононов встретились 14 февраля с заместителем руководителя главного городского управления Следственного комитета Мариной Парастаевой, сообщили в пресс-службе ведомства.

Как рассказал MR7 Олег Мухин, встреча с представителями СК планировалась ещё с осени. На приёме градозащитники хотели рассказать об аварийном состоянии дачи Мюзера в Зеленогорске и дачи Шауба в Лахте. Однако так случайно совпало, что накануне встречи первое здание выкупили петербургские предприниматели-градозащитники Ян Бобрышев и Степан Цепалкин, поэтому вопрос сохранения этого памятника архитектуры оказался закрыт.

Дача или Гостиница Мюзера — деревянный комплекс, построенный в конце XIX века в Зеленогорске (Театральная улица, 9). Памятник регионального значения. Образец стиля модерн. Дача известна уникальным комплексом печей и каминов с керамическими изразцами — памятниками декоративно-прикладного искусства. С середины 1990-х годов здание не эксплуатировалось. 

Градозащитники не раз просили изъять здание у нерадивого собственника и срочно его спасать. Арбитражный суд трижды штрафовал собственника — СК «Карат» — на 200 тысяч рублей в связи «с неисполнением охранного обязательства». Комитет по защите памятников трижды безрезультатно пытался добиться возбуждения уголовного дела по статье об уничтожении объекта культурного наследия. В итоге дачу выкупили петербургские предприниматели Ян Бобрышев и Степан Цепалкин (первый известен тем, что восстановил около 10 памятников архитектуры в Петербурге).

Насчёт дачи Шауба ситуация обратная — это обсуждалось на встрече в СК. Градозащитники считают, что здание надо изымать у собственника, поскольку тот не выполняет обязательства по его консервации и реставрации. В противном случае, по мнению Мухина, уникальный памятник архитектуры может быть утрачен.

— Мы требовали от КГИОП [прим. ред. — комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры] ещё летом, чтобы он изъял дачи Шауба и Мюзера. 

Мюзера сейчас уже перешла к другому владельцу, а Шауба, конечно же, нужно изымать.

Если бы КГИОП хотел спасти этот памятник, то он бы его изъял, — рассказал MR7 Олег Мухин.

Дача Шауба. Фото: КГИОП

Дача Шауба. Фото: КГИОП

Дача Шауба расположена на Лахтинском проспекте, 115, литера «А», построена в 1911—1913-х годах. Это образец загородной архитектуры эпохи модерна. Дача связана с именами архитекторов: отца Василия Ивановича Шауба и сына Василия Васильевича Шауба. Младший Шауб был автором не менее 80 зданий в Петербурге. Дача также интересна тем, что в ней проходили заседания первого теннисного клуба в России, а рядом были теннисные корты. 

Дача находится в собственности владельца, который её не восстанавливает, а доводит памятник до аварийного состояния. КГИОП неоднократно предъявлял претензии собственнику, и сейчас по делу здания идет суд.

Помимо сохранения двух дач, на встрече обсуждались и другие «проблемные» адреса, а также юридические вопросы и развитие межведомственного взаимодействия в этой сфере. По словам Олега Мухина, замглавы ГСУ СК Марина Парастаева «очень погружена в проблематику».

— Обсуждали, можно ли каким-то образом сделать так, чтобы СК расследовал уголовные дела по 243-й статье [прим. ред. — повреждение или уничтожение объектов культурного наследия], обсуждали изъятие — почему этот механизм не реализуется, договорились встречаться чаще, — сказал Мухин.

В СК сообщили, что будут и дальше взаимодействовать с градозащитным сообществом Петербурга, а все доводы Кононова и Мухина учтут при дальнейшем рассмотрении обращения и проверке информации. По словам Мухина, на следующей неделе Марина Парастаева пообещала встретиться с представителями прокуратуры и КГИОП.

— В общем и целом, стоит задача наладить взаимодействие с органами государственной власти, прокуратуры, полиции и градозащитниками, чтобы можно было не только реагировать в авральных режимах, как делает Следственный комитет, но и на перспективу — работать над исключением возможности незаконных сносов и наличия недобросовестных собственников, которые доводят объекты культурного наследия и просто исторические здания до аварийности, — подытожил Олег Мухин.