В Гербовом зале Эрмитажа до 29 января представлена временная выставка, приуроченная к 80-летней годовщине прорыва блокады Ленинграда. Главным экспонатом этой экспозиции стал осколок снаряда, разорвавшийся именно в этом зале в 1944 году.
Всего за время блокады в здание Эрмитажа попало более 30 снарядов и две авиабомбы.
На выставке также показаны документальные свидетельства разрушений Эрмитажа, рисунки ленинградской художницы Веры Милютиной. В своих воспоминаниях она писала, что, когда у неё замерзали руки во время работы в залах музея, ей приносили свечу, чтобы отогреть их. Рисунки часто приходилось завершать уже дома. Но на её рисунках хорошо видно, что блокадный город и музей сохраняют свою красоту.
Помимо рисунков Веры Милютиной на выставке также представлены фотографии корреспондента «Комсомольской правды» Бориса Кудоярова, а также Акт комиссии по ущербу.
Благодаря своему директору Иосифу Орбели главный музей страны подготовился к эвакуации заблаговременно, ещё в 1938 году. В итоге два эшелона с шедеврами благополучно покинули Ленинград. А вот третий, увы, не успел: кольцо блокады замкнулось. Но не менее важной задачей в то время было спасение людей.
В день открытия выставки журналистам также показали залы в подвале Эрмитажа, выполнявшие в годы войны роль бомбоубежища. В 12 подвалах во время блокады, осенью и зимой 1941-го, проживало около двух тысяч человек.
Здесь оставались и сотрудники Эрмитажа со своими семьями, и жители окрестных домов, и деятели культуры, среди которых был архитектор Александр Никольский. Он оставил замечательный альбом с рисунками из подвалов музея той поры.
Рисунки Александра Никольского — не единственный источник, дающий представление о блокадных буднях подземелий музея. Многим обитателям подвалов выжить помогла наука.
Так, например, будущий директор Эрмитажа Борис Пиотровский именно здесь написал свой знаменитый труд «История и культура Урарту», удостоившийся впоследствии Сталинской премии.
К 2024 году в подвалах Эрмитажа будет открыта новая постоянная экспозиция, рассказывающая о том, как жил и работал крупнейший музей во время блокады. Она разместится в двух помещения подвала здания Нового Эрмитажа, который летом 1941 года был переоборудован в бомбоубежище.