Репортажи

Что есть кровная месть

Свидетелем обвинения в деле православного священника выступил имам

Иеромонах Иоанн Курмояров. Фото: Анастасия Романова / MR7

На прошедшем 9 января в Калининском районном заседании по делу иеромонаха Иоанна Курмоярова, обвиняемого по статье 207.3 — «фейки об армии», — выступил петербургский имам Файзулло Каримов. Он заявил, что видеоблог священника провоцировал межконфессиональную рознь и негативное отношение к исламу. Культуролог СПбГУ Ирина Османова также усмотрела в высказываниях иеромонаха мотивы межнациональной розни. 

СПРАВКА

Иоанн Курмояров — иеромонах Русской православной церкви за границей. С начала полномасштабных боевых действий на Украине он вёл видеоблог, в котором анализировал происходящее с точки зрения своего понимания православия. Сейчас 65 его роликов фигурируют в материалах дела «о фейках» об армии. 

Курмоярова обвиняют по двум пунктам статьи 207.3: распространение заведомо ложной информации о Вооруженных Силах РФ «из корыстных побуждений» и «по мотивам политической ненависти, идеологической, расовой, национальной или религиозной вражды в отношении какой-либо социальной группы».

Священника задержали 7 июня 2022 года. С тех пор он находится в СИЗО. Он единственный в Петербурге фигурант дела «о фейках об армии», который признал свою вину.

Имам: «Подменяются понятия так, как будто в исламе проповедуется месть и жестокость»

Файзулло Каримов — уроженец Таджикистана, имеет два высших таджикских образования (в области филологии и ислама). В России живёт с 1987 года, периодами по одному-двум годам, в сумме около 15 лет. Служит имамом при мечети Красного Села, а также в молельной комнате на Сенной площади. Как признался сам Каримов, российского образования он не имеет и в качестве специалиста на суде выступает впервые.

Имама попросили оценить три высказывания Курмоярова. В нескольких видео он говорил о том, что христианин не может быть сторонником военной агрессии, кровной мести и СВО в Украине — таким людям может быть место якобы только в исламе.

Каримов отметил, что слова Курмоярова в целом способны спровоцировать межконфессиональную рознь и ненависть, а также содержат ложную информацию об исламе. Имам оценил каждую цитату отдельно, зачитывая свою позицию с листа.

— В Коране действительно имеется понятие расплаты, кровной мести. Однако она может быть направлена исключительно на лицо, которое совершило умышленное убийство, только на убийцу.

При этом в высказывании подменяются понятия так, как будто в исламе проповедуется месть и жестокость. Это не так. Согласно Корану, все люди являются братьями по человечеству. Значит, нельзя желать кому-либо смерти, — отметил Файзулло Каримов.

У отца Иоанна была возможность задать вопросы. Сначала он попытался вступить в дискуссию с имамом, потому что был категорически не согласен с оценкой своих цитат. Кроме того, он высказал опасение, что теперь его жизни может угрожать опасность со стороны радикальных исламистов. Однако судья Юлия Ольшевская быстро пресекла любые рассуждения. После этого Курмояров задал Файзулле Каримову несколько вопросов: о его владении русским языком, его образовании, о понятии «священной войны», миролюбивых и радикальных течениях в исламе и «Исламском государстве» (организация признана террористической и запрещена в России).

— Почему вы оценили моё высказывание со словом «наверное» как категоричное? Вам понятен смысл слова «наверное»? Какая категоричность, если я сказал, что я не специалист по исламу? — возмущённо спрашивал Курмояров. Его просили говорить тише и не кричать, но он объяснил свою экспрессию проблемами со слухом после перенесённого гриппа.

Адвокат Иоанна Луиза Магомедова попробовала проверить владение Каримова русским языком, и судья Юлия Ольшевская помогла ей в этом, формулируя дополнительные вопросы. Каримов убеждал суд в том, что ему понятны и слова Курмоярова, и происходящее на процессе.

Имам Файзулло Каримов и представительница прокуратуры. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Культуролог СПбГУ: «Недопустимо, так как СВО не межрелигиозный конфликт»

Сторона обвинения представила мнение ещё одного специалиста — культуролога, кандидата философских наук, научного сотрудника отдела «Религии Востока» СПбГУ Ирины Османовой. Сама она присутствовать на суде не смогла, поэтому её показания зачитала представитель прокуратуры. Во время допроса Османова подтвердила, что в высказываниях Иоанна Курмоярова содержатся суждения, способные спровоцировать межконфессиональную рознь. Утверждение о кровной мести она расценила как ложное.

— Кровная месть существовала исключительно в период джахилии — невежества, в доисламские времена.

С приходом ислама она не только искоренилась, но и стала считаться языческим пережитком. В исламском вероучении существует понятие «кисас». Это не месть, а наказание, равноценное урону. Это и есть правосудие со стороны судебных органов, — процитировала представитель прокурора показания Османовой. 

В целом культуролог СПбГУ обратила внимание на подмену политических интересов религиозными, «что недопустимо, так как СВО на Украине не межрелигиозный конфликт».

Оценки культуролога и имама — это дополнение к лингвистической экспертизе видеороликов Курмоярова, которая лежит в основе обвинения. От возможности выслушать позицию тех, кто проводил экспертизу, сторона защиты сегодня отказалась.

Следующий суд по делу Иоанна Курмоярова состоится 30 января в 14:30 в Калининском районном суде. Свои аргументы представит сторона защиты. 

тем временем

Примечательно, что на суде 9 января вновь смогли присутствовать все журналисты и группа поддержки. Сначала в зал допустили только восьмерых человек, но потом судья Юлия Ольшевская пошла навстречу слушателям и изменила своё решение на этот счёт.

Адвокат Луиза Магомедова. Фото: Валентин Никитченко

Полную информацию о деле Иоанна Курмоярова и других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», как им написать письмо, чем помочь — читайте в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по 207.3 УК РФ.