Стоны над Петербургом
Реагенты становятся таким же неотъемлемым атрибутом петербургской зимы, как и снег. И это вызывает массовое недовольство граждан: химикаты разъедают обувь, лапы собак и детали автомобилей. Болеют и люди — жалуются на аллергию, плохое самочувствие… В ответ чиновники уверяют, что безопасность важнее. Но разве аллергии, страдающие животные, материальный ущерб не относятся к сфере безопасности?
Чем же посыпают дороги? Это легко выясняется из «Технологического регламента производства работ по содержанию автомобильных дорог регионального значения Санкт-Петербурга», утвержденного Комитетом по благоустройству 15 сентября 2021 года. Из документа следует, что в качестве твердых противогололедных материалов (ПГМ) комблаг заготавливает техническую соль (NaCl), пескосоляные смеси с 10- и 50-процентным содержанием соли, композитные смеси, в которые помимо уже известной нам NaCl, не превышающей в общей массе 75%, входят хлористый кальций (CaCl2), хлористый калий (KCl) (их не менее 20%), и формиат натрия (от 2 до 15%). К сухим смесям относятся также песчано-гравийная смесь и гранитная крошка. Предусмотрены и жидкие ПГМ: солевой раствор с содержанием NaCl (20- 22%) и солевой раствор CaCl2 (25- 27%). Как известно, все эти вещества в зависимости от концентрации понижают температуру замерзания воды до -30° и ниже.