«Тени Романовых» в «колыбели трёх революций»
Гражданская война, разруха, голод — таким был Петроград в 1918 году. В то суровое время молодой, но уже известный архитектор Лев Ильин сразу понял, что в лихую годину историческое наследие страны может быть уничтожено очень быстро. Вместе с единомышленниками он создал Музей Города. Начал собирать то, что еще можно уберечь. И сегодня его первые послереволюционные коллекции составляют, можно сказать, одну из самых ценных частей собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Музей города располагался тогда в усадьбе знаменитого Аничкового дворца. Сотрудники музея делали всё возможное, чтобы сохранить интерьеры бывших хозяев — покои императрицы Марии Федоровны, церковь, а также личный кабинет императора Александра III. Красивая садовая анфилада позиционировалась, например, как «исторические комнаты Аничкова дворца», чтобы как можно меньше упоминалось о том, что это бывшие царские апартаменты.
И все же советская власть добралась и до этого места. Вопрос о ликвидации «исторических комнат Аничкова дворца» был поднят осенью 1927 года. Сотрудники музея пытались протестовать. Их поддерживали известные и влиятельные деятели культуры. Но изменить ситуацию не смог никто.
— Возможно, решительность властей ликвидировать комнаты опиралась на готовившееся в Москве постановление Совнаркома «О мерах по усилению экспорта и реализации за границу памятников старины и искусства», — рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Владимир Авдеев. — Секретный документ от 23 января 1928 года получил огласку только в 1990-е годы.
Коллектив Музея города до последнего момента отбивался от посягательств на дворцовый комплекс. Специалисты предвидели неизбежность утраты — сделали фотосъемку парадных залов, пытались уберечь наиболее ценные реликвии.
В феврале 1928 года, по-видимому, в процессе изъятия ценностей из Аничкова дворца была обнаружена переписка Александра III, письма и документы, принадлежавшие Николаю II, личные фотографии императрицы Марии Федоровны из её гардеробной. В ленинградских газетах появились разгромные статьи о «романовских тенях» в самом центре города. Ещё бы: в музее трудился, например, брат бывшего Министра внутренних дел Российской империи Бориса Штюрмера и другие представители высоких фамилий.
Директор музея Лев Ильин потерял свой пост, ещё более 20 сотрудников были уволены как «социально чуждые элементы».