Истории

Заметённый Петербург: кто и как (не) убирает город

Почему-то традиционный для Петербурга зимний текст.

Фото: Олег Золото / MR7

Почему каждая зима для Петербурга как первая? И сколько ни готовятся власти, стоит случиться снегопаду или дождю — улицы города превращаются в «особо опасную зону». MR7 собрал информацию, что происходит с уборкой, как с этим жить и на что надеяться.

«Уверен, что справимся»

Председатель комитета по благоустройству, отвечающего за уборку дорог и тротуаров, Василий Пониделко 31 октября на комиссии в ЗакСе заявлял, говоря о грядущей зиме: 

«Я уверен, что справимся. Потому что мы максимально проработали эффективное управление».

Чиновник пояснял, что при «залповых осадках» помогут организации, с которыми заранее заключены договоры на подобные случаи (таких было 13).

10 ноября провели учения — дворники и кровельщики успешно справились с уборкой невидимого снега. А в начале декабря, когда выпал первый зимний снежок, улицы превентивно засыпали песком и солью — всё ради безопасности горожан.

Инфографика: Никита Глазырин / MR7

12 декабря Петербург встал в 10-бальных пробках после снегопада, а 21 декабря после «ледяного дождя» только в два травмпункта попали более 80 человек (по данным НИИ скорой помощи им. Джанелидзе) с улиц города, поскользнувшихся на превратившихся в сплошной бесплатный каток тротуарах. 

«В ближайшее время нас ждут «температурные качели», погода будет меняться с «плюса» на «минус» и обратно в течение суток. А значит, ситуация будет оставаться сложной», — говорится в комментарии, который Пониделко дал «Фонтанке» 21 декабря. Неутешительный прогноз.

В городе возбуждено за зиму уже не менее трёх уголовных дел, связанных с плохой уборкой — два из-за падения пожилых людей на льду, одно из-за свалившегося на женщину снега. А 20 декабря административно-техническая инспекция (ГАТИ) опубликовала отчет, в котором сообщила: с начала зимы обнаружили более 1000 нарушений уборки снега с улиц и дворов города.

Лёд, лужи или сугроб? Фото: Олег Золото / MR7

У семи нянек 

Сейчас Петербург поделен на зоны, за уборку которых отвечают разные комитеты и организации.

За расчистку дорог и тротуаров отвечает Комитет по благоустройству, который заключает договора с подведомственные ему городскими унитарными дорожными и дорожно-строительными предприятиями, а также частными компаниями. 

Кто что убирает:

СПб ГУДП «Центр» — Адмиралтейский, Василеостровский, Московский, Петроградский, Фрунзенский, Центральный районы и левый берег Невского района;

СПб ГУДП «Путь» — Кировский и Красносельский районы;

СПб ГУДСП «Курортное» — Курортный и Кронштадтский районы;

СПб ГУДСП «Петродворцовое» — Петродворцовый район;

ОАО «Коломяжское» — Выборгский и Приморский районы;

АО «Автодор» — Колпинский и Пушкинский районы;

АО «Автопарк № 7 «Спецтранс» — Красногвардейский район и правый берег Невского района ;

ООО «СП «Северное» — Калининский район.

Кроме того, на окраинах часть дорог находится в ведомости муниципалитетов. 

За уборку придомовых территорий и дворов отвечают управляющие компании, а курирует их — жилищный комитет. Качество уборки напрямую зависит от ответственности «управляшек». 

Мосты и набережные — зона ответственности «Мостотреста», парки, скверы и тому подобные зоны — районных садово-парковых хозяйств. 

Оттепель в Петербурге не менее страшное явление, чем снегопад. Фото: Олег Золото / MR7

Перемена слагаемых

В этой схеме в ближайшее время произойдут серьёзные изменения. С 1 января 2023 года в силу вступает запланированная чиновниками реформа. Её смысл в отказе от конкурсной системы выбора подрядчиков. Преобразовав компании, которые сейчас получают контракты на уборку города, власти смогут давать им прямые поручения. 

Нынешние районные жилищные агентства (ГБУ ЖА, они управляют объектами государственного жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и районных территорий и подчиняются администрациям районов) возьмут на себя функции уборки общих внутриквартальных территорий. Сейчас ГБУ ЖА организовывают уборку, но как заказчики, а станут — исполнителями. В жилкоме уверяют, что переход будет происходить постепенно, и простой горожанин ничего не заметит: сначала уборку будут продолжать делать управляющие компании, жилагентства будут ежемесячно оценивать свои силы и постепенно забирать работу себе. А «управляшкам» в итоге должно остаться обслуживание только придомовых территорий. 

Фото: Олег Золото / MR7

Аналогичная судьба ждет компании, которые сейчас убирают улицы и тротуары по договору. Они станут бюджетными предприятиями и будут напрямую подчиняться комблагу. Чиновники рассчитывают, это поможет избежать появления картелей. А кроме того, надеются, что новая схема заставит компании работать по максимуму, не стремясь снизить свои затраты и увеличить прибыль, как это происходит сейчас, когда они вынуждены зарабатывать деньги. 

Что из этого получится — загадывать сложно. Есть риски, что в ситуации, когда не будет конкуренции на рынке (пусть и подчас мнимой, так как и сейчас контракты раз за разом выигрывали одни и те же компании), пропадёт и стимул стараться в уборке. Горожане также высказывают опасения, что на окраинах, где к уборке чаще привлекают небольшие компании, придут крупные городские организации, а в итоге пропадут остатки «индивидуального подхода» — проще говоря, грязно после уборки будет везде, а не только в центре. 

Сколько это стоит: на первый этап изменений из городского бюджета выделят 15,2 миллиарда рублей, на второй — еще 13,4 миллиардов, сообщал губернатор города, выступая перед депутатами ЗакСа в октябре. 

Дворники в Петербурге в дефиците уже несколько лет. Фото: Олег Золото / MR7

Рабочие руки — мало, зато красивые

Сейчас, как сообщили в жилкоме, дворы Петербурга чистят примерно 6200 человек, это включая сотрудников управляющих компаний. Еще немногим больше тысячи работают по заданию подрядчиков комблага на дорогах города.

Ежегодно чиновники объясняли плохую уборку в том числе тем, что подрядчикам не хватает рабочих рук (дворников, механизаторов, кровельщиков). В 2022-м нанимать дополнительных дворников на зиму активно начали еще осенью. В середине ноября курирующий сферу ЖКХ вице-губернатор Анатолий Повелий утверждал, что петербуржцы охотно идут в дворники и механизаторы, привлеченные зарплатой.

«Заработная плата дворников начинается от 49 тысяч рублей за одну ставку, механизаторов — от 77 тысяч рублей. С учетом того, что можно брать до 1,5 ставок, зарплаты дворников могут достигать 73,5 тысяч рублей, механизаторов — 115,5 тысяч рублей. Такие условия уже получили большой отклик среди петербуржцев», — заявлял чиновник.

По данным пресс-службы Жилищного комитета, сейчас заявок уже больше — 1791 человек мечтает стать трактористом, 2124 дворником. Но! Работать они начнут только с 2023 года — после начала реформы. А к середине будущего года планируется набрать еще примерно две тысячи дворников к уже заявившим о себе двум тысячам.

Цифра

 В январе 2022 года Анатолий Повелий и Олег Зотов говорили, что для качественной уборки города Петербургу необходимы не менее 10 тысяч дворников

Однако если изучить сообщения пресс-служб двух городских комитетов, отвечающих за уборку — за декабрьские дни трёх последних лет, то создаётся впечатление, что чем больше говорят чиновники о необходимости увеличивать штат дворников, тем их реальное количество только больше сокращается. 

Инфографика: Никита Глазырин / MR7

В прошлом зимнем сезоне Жилкомсервис Калининского района инициировал проект под названием «дворник шеринг». Предполагалось, что в свое свободное время петербуржцы станут за деньги чистить дворы и улицы. Нынешний вице-губернатор города Анатолий Повелий сулил, что заработать можно будет до 1000 рублей в день. Однако в этом году предлагать людям подработку жилком не планирует. 

«Эта программа трансформировалась в то, что мы наймем людей в жилищные агентства на постоянную работу», — прокомментировали MR7 в Жилищном комитете.

Зимняя Красота

Частью подготовки городских служб к зиме в Северной столице стал конкурс на выбор униформы для дворников. 24 ноября 2022 года жилищный комитет отчитался: горожане выбрали форму для будущих дворников. Проголосовали свыше пяти тысяч человек. Им было предложено выбрать пять вариантов нарядов: с оранжевыми вставками, с синими, с голубыми и две версии с красными. На фотографиях в униформе позировали молодые красавцы. Специалисты жилкома отмечали, что раньше в одежде дворников не было единообразия. Теперь будет! С одной бедой справились.



Красивая форма и содержание. Ждём на улицах Петербурга с Нового года. Фото: Правительство Петербурга

Дело техники

К реформе город закупил новую технику. Так, для работы жилищных агентств, как MR7 сообщили в пресс-службе жилищного комитета, город приобрел 1185 единиц уборочной техники (в том числе 1 160 единиц уборочной техники обошлись городу в 4,3 миллиарда), а также 419 единиц навесного и прицепного оборудования. Это — техника, силами которой будут убирать общие внутриквартальные территории. Ранее у жилищных агентств своей техники не было, а у управляющих компаний, как сообщал глава комитета Олег Зотов, было примерно 500 единиц техники, в основном, изношенной.

Но (снова)! Большая часть новой техники в декабре не использовалась. «…убирать дворы они (тракторы и прочие агрегаты — ред.) будут с января», — писал Анатолий Повелий 21 декабря, когда горожане уже ломали руки и ноги. 

На закупку техники для уборки снега тратят миллиарды рублей. Фото: Олег Золото / MR7

Комитет по благоустройству тоже подкупил в этом году более 1000 единиц спецтехники. По словам пресс-службы ведомства, это первая закупка с 2019 года, обновляют парк. И заверили, что имеющуюся технику не списывают, а ремонтируют и продолжают эксплуатировать. Некоторые единицы при должном уходе могут работать и 10, и 20 лет.

Как писало наше издание, напомним, в 2020 и 2021 комитет заявил, что вновь нуждается в замене 440 единиц техники — это было немногим меньше одной четверти всего парка — и запросил на это вполне логичные 3,5 миллиарда рублей. Судя по сайту «Госзакупок», в это же время из личной прибыли ГУДП «Центр» приобрело коммунальных машин ещё более чем на 60 миллионов, ГУДП «Путь» — на 22,2 миллиона, а ГУДСП «Курортное» — на 1,5.

Инфографика: Никита Глазырин / MR7

Мнение эксперта

MR7 обратился к специалисту, имеющему 20 лет опыта работы в сфере благоустройства, экс-сотруднику профильного комитете, и спросил: чего же не хватает сейчас? Есть техника, есть дворники, но и снежная каша на улицах — тоже есть.

— Это ожидаемая ситуация. Кроме техники нужны люди, которые этой техникой умеют пользоваться. Сейчас явный недобор людей, которые в состоянии использовать спецтехнику. Если у нас по три дня не вывозят снег с Невского проспекта — а это самый центр города — то о чем мы говорим?

Основная же проблема в отсутствии системности. На мой взгляд, сейчас коммунальные службы работают в режиме реагирования на жалобы людей. Это с одной стороны хорошо: чиновники слышат горожан. С другой — к уборке снега нужно готовиться. Я вижу, что недостаточно простроена логистика, хотя это элементарные вещи. Даже мы понимаем: снег с улиц смели, сформировали на обочине вал. Следующим действием должен стать его скорейший вывоз. 

Прежде мы начинали готовиться к зимней уборке еще в конце лета. К середине осени база была уже готова и контракты заключены. Когда снег начинал идти, уже были известны подрядчики, которые должны его вывозить.

Еще один момент — это соль на улицах. Чтобы ее использовать, нужно понимать технологию работы. После просаливания, как только лед растаял, улицы необходимо прометать. У нас же получается, что улицы солят, когда снега еще нет, а когда нужно — соли нет. Приведу пример. 21 декабря прошел ледяной дождь, о нем было известно дня за три. Но соль использовать не стали, хотя стоило бы. А в результате — на улицах был просто каток. 

Обещанная реформа, на мой взгляд, не скажется на уборке ни в лучшую, ни в худшую сторону. По большому счету реформа даст просто изменение организационно-правовой формы предприятий, которые занимаются уборкой, и обязанности по уборке на них можно будет возложить без проведения конкурсных процедур. Но сама технологическая история после реформы не должна измениться, потому что ещё раз: снег выпал, его надо убрать в валы, а потом нужно вывозить. Это такая вот основная процедура, которая должна соблюдаться сейчас, должна будет соблюдаться реформируемыми предприятиями дальше.

Еще одна проблема в нехватке специалистов — тех, кто, грубо говоря, «подносит снаряды руководителям». Среднее звено сотрудников — не очень боеспособно. Из дорожных предприятий уходят мастера, которые знают работу операционно и технологически. А новым работникам потребуется время, чтобы войти в процесс. И реформа этого тоже не исправит.

Инфографика: Никита Глазырин / MR7