Истории

Тихий саботаж и уход в подполье

Книжная индустрия в депрессии от новых цензурных законов

Фото: Анна Мотовилова / MR7

С 1 декабря изменились правила продажи книг и всей печатной продукции в России. Это произошло в связи со вступлением в силу нового закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и поправок в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Теперь книги авторов, признанных Минюстом иностранными агентами, приравнены ко всему, что причиняет вред здоровью детей (по мнению государства). Сейчас в едином реестре «иноагентов» почти 500 человек и организаций.

Больше того, 5 декабря президент Владимир Путин подписал пакет законопроектов против «пропаганды ЛГБТ» среди взрослых и детей. Любая информация о гомосексуальности и трансгендерном переходе может быть сочтена пропагандирующей — и, соответственно, опасной. За ее распространение грозят штрафы до 10 миллионов рублей и приостановка деятельности юрлица на 90 суток.

У книги и бутылки виски всё больше общего

Что делать с книгами, сюжет которых содержит гомосексуальных героев, гомосексуальные отношения или то, что может быть истолковано таким образом, книжные магазины и издательства решают совместно со своими юристами и ждут разъяснений от комитета Госдумы по информационной политике. Таких книг очень много, в том числе среди классической литературы, и до сих пор не понятно до конца, что именно попадает под запрет, а что нет. Например, 

вредные с точки зрения государства мотивы содержатся в большом количестве древнегреческих текстов и биографиях известных людей: Марины Цветаевой, Петра Чайковского, Сергея Дягилева.

За несколько дней до принятия закона против «пропаганды ЛГБТ» многие магазины организовали распродажу самых известных книг, которые попадают под запрет. Телеграм-канал «Ротонда» обратил внимание на такие распродажи в магазинах «Буквоед» и «Во весь голос». Корреспондентка MR7 видела аналогичные скидки в онлайн-магазине Ozon.

Книги «иноагентов», среди которых политолог Екатерина Шульман, историк Тамара Эйдельман, музыкант Андрей Макаревич, журналисты Михаил Зыгарь и Юлия Латынина, писатели Дмитрий Быков и Дмитрий Глуховский, теперь должны продаваться в запечатанном виде. Появился и ещё ряд особенных правил для их распространения:

  • На книге должна быть маркировка 18+ (печатные материалы — обязательно, в интернете — желательно).
  • Такая книга может быть продана или выдана в библиотеке только при предъявлении паспорта.
  • В библиотеках такие книги должны размещаться в отдельных комнатах, закрытых на ключ, либо на полках, находящихся под абсолютным контролем сотрудника.
  • Запрещено распространять в любых детских организациях и ближе чем в 100 метрах от них.
  • Запрещено продавать через автоматы.

Фото: Анна Мотовилова / MR7.

Уже 2 декабря, по информации The Village, в московских библиотеках начали просто убирать книги авторов-«иноагентов» и отказывать в их выдаче. В одной из них, по данным журналистов, спрятали даже все выпуски исторического журнала «Дилетант». Это произошло из-за связи журнала с бывшим главным редактором радио «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым, который признан Минюстом «иностранным агентом»: Венедиктов основал «Дилетант» 10 лет назад и сейчас остается издателем журнала.

В книжных магазинах Санкт-Петербурга «иноагентскую» литературу начали упаковывать в основном так же, как дорогие подарочные экземпляры — в специальную плёнку. Иногда можно встретить и бумажную упаковку с подписями от руки: например, журналисты «Фонтанки.ру» нашли такой «заповедник» в книжной лавке «Листва».

На общем фоне выделился «Дом книги», принадлежащий городу: по информации издания «Ротонда», там просто убрали c полок издания авторства «иноагентов». Нет книг — нет проблем!

Онлайн-торговля книгами из-под полы


Фото: Каталог «Яндекс Маркета».

Сегодня корреспондентка MR7 попробовала выбрать для себя несколько запретных книг в онлайн-магазинах, и сделать это было легко. По-прежнему можно найти и «иноагентскую», и «ЛГБТ»-литературу, причём пока обложки в основном открыты.

На «Яндекс Маркете» по запросу «Екатерина Шульман» (признана иностранным агентом) нашлись не только её книги с остроумной обложкой, но и фан-товары с изображением политолога: от пазлов до подушек и гобеленов. Нашёлся и роман «Назови меня своим именем» Андре Асимана про романтическую связь двух мужчин. 

Порадовал широкий ассортимент книг иноагента Михиаила Зыгаря — и все с открытой обложкой.

На Ozon выбор запретной литературы ещё больше. Некоторые продавцы уже скрыли обложки, но большинство — нет. Есть выбор книг всех известных иноагентов, а на долю скрытых обложек как-то влияет личность автора. Например, почти все книги Михаила Зыгаря продаются с закрытой обложкой, а все книги Тамары Эйдельман — с открытой. На Ozon до сих пор можно найти и «Лето в пионерском галстуке», и «Назови меня своим именем», и даже книгу секс-просветительницы Саши Казанцевой «Сам секс».

По ощущениям, пока что ситуацию можно описать как тихий саботаж. Ровно так же, как это происходило с требованием носить маски в общественных местах или с запретом на курение в них. Что будет дальше — покажет время.

Фото: Каталог Ozon.

Ещё накануне принятия новых цензурных законов аналитики стали отмечать рост популярности самиздата и контрафактных книг. Представители российских издательств в общении с изданием «Ведомости» и радио Business FM посетовали на онлайн-продажу нелегальных копий, изданных в Киргизии и Таджикистане. Эксмо-АСТ к началу декабря выявила 200 таких продавцов на маркетплейсах. А самиздат по итогам 2022 года захватил 15% российского рынка, по данным РБК: люди стали чаще издавать книги сами или распространять их через интернет.

В некоторых магазинах сейчас много книг, упакованных тем же образом, что «иноагентские», но без пометки 18+. Фото: Анна Мотовилова.