Если и вспоминать Олега Каравайчука, то только так — экспериментально и необычно, каким, кажется, было всё его творчество или каким оно казалось со стороны. В декабре нынешнего года композитору могло бы исполниться 95 лет. Он скончался шесть лет назад, оставив нам свою музыку — удивительную и непривычно знакомую по фильмам. Она звучит в «Двух капитанах» (1955 год), «Поднятая целина» (1959 год), «Мама вышла замуж» (1969 год), «Городской романс» (1970 год), «Ксения, любимая жена Фёдора» (1974 год), «Муж и дочь Тамары Александровны» (1988 год) и многих других — всего более 150 художественных и документальных лент.
Как отмечают на «Ленфильме», для советских композиторов киномузыка стала самым свободным проявлением в искусстве: существуя официально, она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма». Именно этому феномену посвящён исследовательский проект «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР». Первым героем этого проекта стал Альфред Шнитке (2021), вторая часть посвящена Олегу Каравайчуку.
2 и 3 декабря в четвертом павильоне киностудии «Ленфильм» состоятся выставки-концерты с пространственным звуком «Каравайчук. Оркестр громкоговорителей». Впервые музыка Олега Каравайчука будет исполнена на акусмониуме — оркестре из почти полусотни громкоговорителей. В программе выставки-концерта — музыка из фильмов «Долгие проводы» и «Короткие встречи» Киры Муратовой; «Монолог», «Чужие письма» и «Драма из старинной жизни» Ильи Авербаха; «Городской романс» Петра Тодоровского; «Мама вышла замуж» и «Ксения, любимая жена Федора» Виталия Мельникова; «Летняя поездка к морю» Семена Арановича. Дирижером акусмониума станет Илья Symphocat, исполнитель и композитор, работающий на стыке электронной музыки, современной классической музыки и минимализма.