Эффект отмены
Последние несколько недель для 15-летней Саши Сафоевой и её мамы Анастасии — кошмар с редкими передышками. Эпилептические припадки скручивают тело девочки до 11 раз в сутки. Судороги такие сильные, что могут переломать кости. Так стало после того, как Саше снизили дозировку «Ганаксалона».
До этого, принимая нужное количество препарата, Саша серьезно прогрессировала. Она научилась сидеть, дефектологи активно с ней занимались, учили ее держать ложку, есть самостоятельно. При снижении дозировки начался откат. Сейчас Саша опять может только лежать и почти перестала узнавать окружающих.
До 4,5 месяцев никто не подозревал, что у Саши есть генетическая поломка. Она развивалась нормально, а потом начались обмороки, судороги и эпилептические припадки. Родители начали лечить девочку, пробовали разные противоэпилептические препараты. Но толку не было. Приступы усиливались, доходило до остановки дыхания. Со временем отец семейства подал на развод и ушел.
— В 2010 году я поняла, что в России врачи нам помочь не могут, и мы поехали в Германию. Проведенное там обследование показало мутацию гена CDKL5, — рассказывает Анастасия Сафоева. — Один из профессоров рассказал нам, что в США разрабатывают препарат «Ганаксалон», который сможет помогать именно при этой мутации. Нас поставили в лист ожидания на лекарство.
Ждать пришлось почти 10 лет. Все это время девочке давали разные лекарства, но, как говорит мама, они мало помогали. В 2015 году во время очередного припадка Саше так скрутило мышцы, что они сломали кость левой ноги над коленом. После этого выяснилось, что у девочки начался остеопороз — заболевание, при котором кости становятся очень хрупкими. В гипсе она провела примерно два месяца.
Терапию сменили, ещё несколько лет удалось продержаться. Но в 2018 году девочку опять скрутило до перелома, после чего одна нога Саши стала короче на 5 сантиметров. А главное — врачи запретили давать нагрузку, и стало невозможно проводить реабилитацию.