Петербург, вопреки общеевропейскому тренду, закапывает в землю все больше мусора - это если верить официальной статистике. Через переработку мусора для получения вторсырья проходят крупицы от общей массы выброшенного горожанами.
Согласно отчету по исполнению Генплана за 2012 год, В Петербурге действуют 25,1 тыс. контейнерных площадок для приема бытовых и крупногабаритных отходов. Вывоз отходов обеспечивают 300 организаций, 50 из которых обеспечивают жилой фонд.
В 2012 году 9,35 млн кубических метров твердых бытовых отходов были захоронены на полигонах твердых бытовых отходов, что на 12,9% превосходит аналогичный показатель за 2011 год.
Эксперт по раздельному сбору отходов Игорь Бабанин считает, что данные из отчета по Генплану достойны того, чтобы их утилизировать. «В Петербурге действуют два завода, которые компостируют смешанный мусор, то есть превращают его в органику, перегной. Один построен в 1970-е годы, другой - в 1994-м по той же технологии. Заводы рассчитаны на органические отходы и бумагу, то есть самые распространенные в то время типы отходов. С тех пор основным типом отходов стала пластиковая упаковка, которая не компостируется.
Официальные данные по «переработке» берутся из того, что прошло через эти заводы. Но и «переработанные», и другие отходы в конечном счете попадают на полигон, то есть речь идет об обезвреживании, а не о переработке. С другой стороны, множество предприятий покупает и берет отходы на переработку, есть завод при автопарке № 1 «Спецтранса», который занимается сортировкой и получает сносное вторичное сырье. Вторсырье в виде бутылок закупается в магазинах, собирается на свалках и так далее... Ничего из этого в официальной статистике не учитывается, поэтому эти данные не вполне репрезентативны».
По словам координатора движения «Раздельный сбор» Петра Ракчеева, государство в принципе не нацелено на раздельный сбор мусора и переработку отходов: «Появляются отдельные идеи, проекты, но на городском уровне ничего не происходит. Если посмотреть статистику экологического движения «Раздельный сбор», количество сданных в переработку отходов растет с каждой акцией. Но чтобы изменить статистику, в это нужно вкладываться сильно». Эколог отметил, что на Западе тренд идет в обратную сторону – объем захороненных отходов снижается, а переработанных – растет. «Приходят сообщения из Швеции и Финляндии, что мусоросжигающие заводы в этих странах испытывают финансовые затруднения и даже вынуждены покупать мусор, потому что все больше отходов отправляется на переработку», – отметил он.
На всех акциях раздельного сбора в 2013 году было собрано 44 тонны макулатуры, 21 тонна стекла, 8 тонн пластика и 200 килограмм CD/DVD дисков (цифры приблизительные, но порядок ясен). Мощность завода на «Спецтрансе» позволяет перерабатывать 100 тысяч тонн мусора в год. В Петербурге за 12 месяцев образуется 2,06 млн тонн (по другим данным – 1,8 млн тонн) отходов. То есть для полноценной переработки мусора Петербургу нужно минимум 18 заводов типа «Спецтранса» и 24 тысячи одновременно работающих организаций типа «Раздельного сбора».
«Отходы – это смесь ценного вторсырья. Любые отходы, вплоть до стаканчиков из-под йогурта, можно продать. Для этого нужно собирать их отдельно, тоннами. И перерабатывать в России. Наиболее эффективно это происходит, когда организован раздельный сбор отходов у населения. Он у нас не организован. Остальное – это просто эквилибристика с отчетностью», – резюмирует Игорь Бабанин.