Истории

Почему купчинцы ненавидят «креветку» над проспектом Славы

Пешеходный переход над проспектом Славы рядом с Белградской улицей открылся 10 ноября. Местные жители привыкли называть его «креветкой» из-за скругленной формы пролета. Лестница высотой 5,5 метров и мост длиной 65 метров теперь единственная возможность пересечь проспект в этом месте. Это далеко не все претензии к проекту.

«Креветку» открывали буднично: рабочие сомкнули забор на островке между «зебрами», приделав к нему совершенно несоразмерную секцию. Первый дождь в жизни членистоногого оставил на его теле лужи, а кто-то из пешеходов угодил ногой в цемент недоделанной ступеньки, оставив на теле еще и след. Подножье перехода заботливо оснащено пандусами – это приплюснутые кучи асфальта нечеткой геометрической формы и без перил. А еще «креветка» покачивается на ветру.

Идея оснастить проспект Славы надземными переходами – будущими «креветкой» и «крабом» (в настоящий момент достраивается) появилась в 2009 году. «Футуристичными» концептами ЗАО «Гипросстроймост» очень гордилась администрация Фрунзенского района. Правда, целесообразность проекта вызывала сомнения: на перекрестке Славы и Белградской с 2003 года произошло всего две аварии с двумя пострадавшими. Это один из самых безопасных переходов в районе. В апреле 2013 года в опору строящегося перехода врезалась легковушка, два человека погибли. Ущерб от недостроенной «креветки», измеряемый человеческими жизнями, оказался выше ее гипотетической безопасности.

Проектировочная стоимость перехода в 2011 году составила 63 млн. рублей. По мере того, как рабочие забивали «футуристичные» сваи, росло недовольство местных жителей: 14 из 30 опрошенных на улице в июле 2013 года высказались за снос перехода. Не удивительно, что сразу после открытия «креветки» к ней ринулись десятки зорких наблюдателей.

У координатора «Красивого Петербурга» Стива Каддинса переход проспекта Славы по новому переходу занял полторы минуты. «Во время нашего измерения летом самое долгое ожидание на светофоре составляло 80 секунд, переход проспекта здоровым взрослым человеком – 20 секунд. При этом для маломобильных людей время перехода увеличилось в разы, если не в десятки раз. Пожилым за один «подход» удается преодолеть один лестничный марш или марш пандуса, далее нужна остановка и передышка. Все это на жутком ледяном ветру в нынешнюю погоду. Страшно представить, каково это будет зимой», – говорит урбанист.

Другой технологический просчет проектировщиков – высота ограждения навесной дорожки, – всего 1,1 метра! «Представьте, что вы стоите на раскачивающемся мосту, внизу несутся автомобили, а от падения вас ограждает заборчик ниже пояса», – делится впечатлениями один из местных жителей. «Если случится конфликт на мосту, если ребенок полезет вверх по перилам, – все это может закончиться плачевно при такой высоте перил, – соглашается Стив Каддинс. – С другой стороны, у нас гранитные набережные такой же высоты, и при желании можно упасть в Неву...».

Житель Фрунзенского района, гражданский активист Алексей Волков собирается проверить, насколько реализация «креветки» соответствует техническому заданию конкурса (1, 2) на ее строительство, как только найдет принтер для распечатки широкоформатных чертежей. «В конкурсной документации сказано, что лестничные марши должны быть покрыты слоем водонепроницаемого бетона. Сейчас его не видно», – комментирует активист. Субстанция со сложным названием, которой должны покрыть пешеходную часть, представляет собой «двухкомпонентное вяжущее вещество на основе эпоксидной и полиуретановой смолы с высокой химической и механической устойчивостью». На ступеньке с отпечатками подошв такая устойчивость, действительно, не наблюдается.

«В конкурсной документации также прописана хитрющая система водоотведения, – продолжает Алексей Волков. – Мы наблюдаем на переходе лужи, вода уходит через «дырку в полу». Наконец, там прописана система мониторинга непонятно чего и непонятно зачем. Оборудования столько, что рядом должна стоять «миниэлектростанция» со всеми серверами, – будем искать это оборудование, поставлено ли оно и для чего поставлено».

Следующим в очереди на открытие стоит «краб» на пересечении проспекта Славы и Будапештской улицы. Открытие перенесено на январь 2014 года и, наверняка, будет тихим. Руководитель проекта «Неизвестное Купчино» Павел Швец предлагает нестандартный выход из сложившейся ситуации – оставить на месте наземные пешеходные переходы, а на территории надземных переходов создать музей современного искусства и выставочное пространство.

«Проспект Славы является транспортной артерией района по которой ежедневно передвигаются тысячи жителей. Переходы могли бы стать местом, где будут проходить выставки и экспозиции, которые смогут посещать жители не меняя привычных маршрутов передвижения по району. За примером далеко ходить не нужно. В Москве есть Пушкинский пешеходный мост, который используется властями как раз для таких целей. Единственное что необходимо будет изменить – это закрыть переход крышей и подвести электричество», – рассказывает Павел Швец.

В городской адресной программе «О совершенствовании и развитии дорожного хозяйства Петербурга до 2015 года» прописано строительство еще шести надземных пешеходных переходов – на пересечении Пулковского шоссе и Внуковской улицы, на Пулковском шоссе, 20, на пересечении проспекта Непокоренных и Гражданского проспекта, на пересечении Бухарестской улицы и Волковского проспекта, на пересечении проспекта Славы с Пражской, а также с Софийской улицами.

Самый знаменитый в мире надземный пешеходный переход расположен в Чикаго и носит название нефтяной компании BP. На мосту нет перил, вместо  них – парапеты из нержавеющей стали. Общая длина моста 285 метров, а ширина 4,4 метра. Этот мост закрывается на  зиму, потому что он обледеневает в это время года, что делает его небезопасным. Закрывать купчинский мост на зиму никто не собирается.

 

share
print