В петербургском Законодательном собрании во втором чтении приняли закон о Генплане Петербурга, тем самым дав карт-бланш для строительства города-спутника «Южный». Против этого проекта выступают многие жители Пушкинского района: считают, что «Южный» загубит местную природу и пейзажи. Но, по словам одного из петербургских депутатов, есть прямой приказ от Путина, так что городу-спутнику - быть.
Возведение города-спутника «Южный» со 134 тысячами жителей в Пушкинском районе планируется компанией «Старт Девелопмент». Петербург потратит на строительство 33 млрд, инвестор — 150. Проект будет реализован в 2028 году. Помимо жилья, на территории в 2 тысячи га построят заводы, гостиницы и технопарки.
Земли Пушкинского района раньше не рассматривали как место для строительства нового города с населением больше иного райцентра. Пушкинцы встревожены: боятся грядущего транспортного коллапса, а также за судьбу лесов и болот, прудов в парке. За будущее авиаремонтного завода, наконец.
Несмотря на то, что группа противников «Южного» «ВКонтакте» включает более тысячи человек, на пикет к Законодательному собранию пришли только трое: все-таки будний день.
«Была там полтора часа под дождем. Мой плакат плакал, как плачут наши горожане, — рассказала Жанна Веселова, автор плаката «Пожалуйста, скажите НЕТ г.-спутнику Южный! Сохраните Пушкин!». Сама Жанна живет в микрорайоне Славянка-Балтроса. Ее единомышленник Александр Беляев написал плакат в стихах: он попросил город-спутник сойти с орбиты.
Напомним, что инвестору — фирме «Старт-Девелопмент» — принадлежат несколько земельных участков. Как пояснили депутаты от партии «Яблоко», стоимость участков в процессе обсуждений увеличилась в 222 раза. Между тем, и в Смольном, и, по большому счету, в ЗакСе по-прежнему выражают недоумение, почему это власть должна диктовать бизнесу какие-то условия, если девелопер купил земли у частного лица.
Результат налицо: большинство депутатов решили отдать проект на откуп инвестору и отклонили поправку своего коллеги Алексея Ковалева, который предложил свою концепцию строительства «Южного». В ней он старался учесть интересы как девелопера, так и местных жителей, экологов, градозащитников. Проект Ковалева не предусматривал запрета строительства, он только передвигал центр будущего города на юг, подальше от поселка Кондакопшино.
Итак, поправку Ковалева не приняли. Вообще, рассмотрение столь важного вопроса, как внесение поправок в Генплан, заняло в ЗакСе от силы десять минут. Против проекта высказались яблочник Борис Вишневский и коммунист Владимир Дмитриев.
«Наша фракция голосовала против в первом чтении и мнения своего не изменила, — заявил Дмитриев. — Это афера, затеянная в интересах узкой группы олигархов, которая поддерживается чиновниками. Научно необоснованный, не проработанный с точки зрения экологии и экономически сомнительный проект. В многочисленных обращениях к депутатам жители Пушкина просили защитить Кондакопшинский лес и болота, которые питают пруды пушкинских парков. А также Авиаремонтный завод номер 20 и положение жителей индивидуальных домов. Обращались ученые из пушкинского сельхозинститута и работники культуры: просят сберечь водовод в Тайцах — объект культурного наследия. И вот проект подошел ко второму чтению, хотя нам не были представлены документы и карты, а правительство не получило и не представило положительного заключения Минкульта и Минрегионразвития».
Михаил Бродский, представитель губернатора в ЗакСе, заявил: Минкульт уже дал согласование, и Минрегион тоже. Принять поправку Алексея Ковалева невозможно, так как в ней указаны другие кадастровые границы участка — это потребует новых слушаний. Перекраивать границы проекта, имеющего статус Стратегического проекта РФ — значит неуважительно относиться к российскому правительству, подкладывать под него мину.
«Заксобрание сегодня просто изнасиловали, — отметил в разговоре с «МР» автор отклоненной поправки Алексей Ковалев. — Конечно, ребята зашли через Кремль и имеют прямой приказ от Путина срочно решить этот вопрос. Здравый смысл проиграл. По требованию губернатора, слушания сделали сейчас, до того, как комиссия по городскому хозяйству все обсудила. Будут теперь осушать половину болота, а оно 8 метров глубиной, его тогда надо или засыпать полностью, перекрывая все протоки и оставляя местные парки без воды, или не трогать. И в Кондакопшино жители коттеджей получат вместо сельского пейзажа многоэтажные здания вокруг. Мы же не возражали против строительства, просто хотели не допустить катастрофических изменений для окружающей среды. Но ни на одном этапе нам не дали вмешаться. Ни на комиссии по Генплану, ни в Заксобрании. Теперь будут суды, мы этого так не оставим».