Истории

В Петербурге борются с предрассудком, что велосипед — это для лузеров

Половина жителей Петербурга имеет велосипеды, но большинство пока не использует его как транспорт. Тем не менее, такое явление, как велосипедизация, уже привлекло внимание социологов. Ученые изучают, помогает ли владение велосипедом лучше узнать город, проникнуться уважением к экологии, научиться соблюдать правила.

Своими выводами поделились социолог Ольга Тысячная и урбанист Софья Чилингарова. 

Кажется невероятным, что группу людей, которых объединяет всего-навсего хобби, можно счесть реальной политической силой. Но эти люди уже продемонстрировали свою способность к объединению, самоорганизации, желание бороться за свои права. Десять лет назад у нас почти не было движений в поддержку прав автомобилистов, зато потом появились «Свобода выбора», ФАР, «Тигр» и прочие. Кто знает, может велосипедисты — они моложе, энергичней и подкованней — еще покажут класс «старшим братьям».

Ольга Тысячная: «Я изучала группу, которая использует двухколесный транспорт в досуговых целях. Причем в ней не только молодежь — есть люди в возрасте, есть даже те, у кого имеются автомобили. Поскольку современный мир — это мир перемен, было очень интересно наблюдать, как в обществе меняются пристрастия, в частности, происходит отказ от автомобилей. Или не отказ, но освоение города с помощью велосипеда. Он позволят узнать город целиком, комплексно. Пять лет назад молодежь узнавала Петербург очагами — вокруг известных станций метро, а знать город целиком и поэтому чувствовать его своим удавалось не многим.

Таким образом, выявились специфические функции велосипеда: способствует поиску новых форм общения, расширяет возможности выбора для пользователя, препятствует разобщенности социума. И это все о тех группах, для которых велосипед — часть досуга, а не транспорт. Ибо использование его как средства для попадания домой и на работу — это уже в какой-то степени рутина. А рутины надо избегать. У обычного человека вся энергия ищет выхода именно во время досуга, и велосипед тут подходит: можно развивать смелость, можно шлифовать мастерство (это касается тех, кто любит трюки), можно воспитывать в себе организационные способности, разрабатывая маршруты и собирая вещи. В последнем случае я имею в виду велотуризм: в походы ведь надо брать и аптечку, и еду, и сумку с инструментами, а неорганизованный человек правильно собраться не сможет. Наконец, такое хобби помогает быстро обзаводиться новыми знакомствами.

Велосипедистам нравится их двойной статус: когда хотят, они ощущают себя пешеходам, когда хотят — участниками дорожного движения. То тротуар, то проезжая часть. Конечно, если катаются в группах, по тротуару не ездят. Поэтому многим и нравится объединяться для совместных покатушек: в колонне по проезжей части ездить не страшно.

Городской велосипедист, сев за руль авто или гуляя пешком, помнит про свой двухколесный опыт, значит, может предвидеть поступки других велосипедистов. Это хорошо. А объединившись с другими велосипедистами, представителями самых разных профессий и слоев общества, начинает бороться за свою инфраструктуру. Десять лет назад за специальные дорожки боролись одиночки. Сейчас борются целые движения. В их спорах рождается истина: какой должна быть эта инфраструктура.

Новая социальная группа начинает заявлять о себе не только словами, но и делами. Появляются волонтерские организации, байкеры-ролевики, музыкальные ансамбли.

Самая большая группа единомышленников — клуб «ВелоПитер». Когда клуб празднует открытие сезона, на улицы одновременно выезжают две тысячи велосипедистов. А пять лет назад было только 600».

Итак, минимальное число петербуржцев, готовых к городским катаниям — 2000. Это 0,05% от общего числа горожан. Но социологи не собираются взять и пересадить всех на велики обязательно в эту пятилетку. Пусть сначала велосипед оценят как средство для досуга, для семейного отдыха. Потом — как хобби. И уже потом — как альтернативу транспорту. А вскоре пассажиры автобусов увидят, как другие горожане лихо ездят на велосипедах — причем, это будут не спортсмены, не зеленые студенты, а вполне обычные люди, средний класс. И тоже придут к выводу, что велосипед — лучший выбор. Правда, надо заранее определиться, кто будет «приманкой», этаким лицом с рекламного плаката. Социологи считают, что таковым должен стать человек в возрасте от 30 до 40, обеспеченный, умственного труда, на котором хорошо будет смотреться костюм. Или это будет дама в юбке. Опытные велосипедисты уверяют, что в костюме или юбке ездить вполне можно — они умудряются не потеть и не забрызгиваться. А уж хвастаться велосипедами — дорогими, оригинальными, стильными — можно с не меньшим удовольствием, чем автомобилисты, которые «меряются» машинами.

Продвижением идеи о том, что велосипед не только развлечение, но и транспорт, занималась лаборатория «Открытый город». «Мы проводили свой опрос, — говорит ее соучредитель Софья Чилингарова, — и выяснилось, что велосипед есть у каждого второго. Но у 25% из них — только детский. Более тщательные расспросы выявили, что пользоваться велосипедом как альтернативным транспортом готовы 2-3% населения. Что ж, уже кое-что.

Когда велосипед станет массовым, нынешние велосипедисты неизменно будут проявлять снобизм старожилов. Сейчас велосипедист вполне осознано зачисляет себя в элиту: он продвинутый, европейский человек, борец за здоровый образ жизни. Когда в группу его единомышленников полезут тысячи неофитов, возможна слегка негативная реакция. Но это мелочи. Сейчас мы как раз находимся на точке перехода от энтузиастов к раннему большинству. Главная задача – сломать психологические барьеры и предрассудки. Барьеры — это боязнь ездить в автомобильном потоке, боязнь, что твой велосипед украдут, боязнь загазованного воздуха и луж. Действующие велосипедисты с этими фобиями как-то справляются. А вот два предрассудка: «у нас не тот климат» и «велосипед — только для лузеров» — сломать будет сложнее. Здесь нужна помощь властей, которые помогут с организацией велостоянок, ну, и дорожек, конечно. И чтобы стоянки эти издали бросались в глаза, дабы потенциальные велосипедисты видели: здесь действительно приветствуется этот вид транспорта».

share
print