Истории

Чиновник Смольного проехал по центру на велосипеде и решил, что он мешает жителям

В Петербурге состоялся совместный велопробег главы Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Дмитрия Буренина, лидеров городских велосипедных движений, депутатов, журналистов и прочих граждан, мечтающих о том, чтобы «Питер стал как Амстердам». Буренин, который недавно заявил, что центр города не приспособлен для строительства велодорожек, остался при своем мнении, но пообещал взять на работу велоспециалиста.

Мы тоже поучаствовали в рейде, несмотря на активное противодействие пресс-службы КРТИ, уверявшей, что мероприятие на обычной городской улице требует какой-то особой аккредитации. Велосипедный Петербург представляли: блогер Павел Семенов, глава клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич, лидер «Велосипедизации Петербурга» Дарья Табачникова. Присутствовали также глава Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов, муниципальный депутат от «Яблока» Александр Шуршев и депутат ЗакСа Ольга Галкина. Всего собралось человек десять. Но если кто и создавал помехи для автомобилистов по ходу движения, так это операторы телекомпаний, снимавшие велоколонну. Они двигались, как и велосипеды, на 15 км/ч, но не в правом ряду. Благодаря включенной аварийной сигнализации казалось, что это три машины подряд едут на буксире.

  • DSC_0358

    Н.А.

  • DSC_0352

    Н.А.

  • DSC_0353

    Н.А.

  • DSC_0370

    Н.А.

  • DSC_0364

    Н.А.

  • DSC_0366

    Н.А.

  • DSC_0369

    Н.А.

  • DSC_0382

    Н.А.

  • DSC_0373

    Н.А.

  • DSC_0375

    Н.А.

  • DSC_0378

    Н.А.

Перед тем, как отправиться в поход, Дарья Табачникова ознакомила Дмитрия Буренина с придуманным ею маршрутом: от метро «Владимирская» по Загородному проспекту до Гороховой, потом по Казанской, Невскому проспекту до Фонтанки, а затем — по Итальянской улице до здания комитета. Загородный, Вознесенский и Гороховая пользуются особой любовью у велосипедистов, но только в одном направлении — где имеется выделенная полоса для пассажирского транспорта. А мы поехали наоборот. Дмитрий Буренин нарядился в черный спортивный костюм, а велосипед, кажется, одолжил у кого-то из коллег. Известно, впрочем, что глава КРТИ с юности увлекался велоспортом. Но это не мешает ему считать, что в центре города двухколесным делать нечего.

Было очевидно, что начинать велосипедизацию с центра Буренин не планирует.

Существуют две диаметрально противоположных концепции, отметил Буренин. Первая — что велодорожки просто обязаны быть во всем городе, что нам необходимо, не считаясь с затратами, выделить для них место на улицах и деньги из бюджета. Вторая концепция — что велосипедам все-таки место в садах и парках, а если и внедрять велодвижение в городе, то начинать следует со спальных районов, где улицы широкие, а некоторые из них только проектируются. Москву в пример приводить не надо: там больше денег и шире тротуары. В общем, было очевидно, что начинать велосипедизацию с центра Буренин не планирует.

Ехать по забитому машинами Загородному проспекту было не страшно только потому, что мы делали это в компании. Катание в одиночку, на мой взгляд, слишком тяжелое испытание для спинного мозга и нервных рецепторов на затылке. 

Договорились ехать, сигналя о поворотах и будущих остановках, проезжать перекрестки во втором ряду, если первый — только для поворота направо. Так уж получилось, что машинам все время оставался только один ряд для движения. За исключением Казанской улицы (тут вообще машинам не досталось места, хорошо, что мы довольно скоро спешились). И Невского проспекта.

Иногда приходилось довольно резко выезжать на середину проезжей части. Но виноваты не велосипедисты, а те умники, что паркуются во втором ряду. Первого бибиканья наша группа удостоилась только в середине Гороховой улицы. На привалах Дмитрий Буренин предлагал опросить жителей: нравится ли им тот хаос, который велосипедисты создают на улицах? Но, как назло, все прохожие были иностранными туристами.

На привалах Дмитрий Буренин предлагал опросить жителей: нравится ли им тот хаос, который велосипедисты создают на улицах? Но, как назло, все прохожие были иностранными туристами.

«Может быть, стоит сделать на Гороховой автобусную полосу в обоих направлениях и разрешить пользоваться ею велосипедистам?» — поинтересовались мы, но Буренин логично ответил, что оставлять автомобилям один ряд не следовало бы. Другое дело, если запретить там парковку, тогда один ряд освободится, но это слишком серьезный шаг — во-первых, и бессмысленный в ожидании платной парковки — во-вторых. Вообще, чиновнику не понравилось, как велосипедисты крутят педали перед нависающим над ними автобусом. Тот может ехать на 40 км/ч, а велосипедист — в два раза медленнее. А в салоне не работает кондиционер, плачут маленькие дети, и все должны мучиться из-за одного велобайкера.

На Невском проспекте ничего подобного не случилось. Автобусов было много, но пока они стояли на остановках, велоколонна уезжала далеко вперед. Чтобы попасть на Караванную улицу — конечный пункт маршрута — пришлось слезть с велосипедов и пройти по «зебре». И Буренин снова попросил обратить внимание, как мешает большая велосипедная шобла простым пешеходам. Впрочем, велосипедисты редко ездят по своим делам большой компанией.

Во дворе КРТИ участников пробега встречала специально привезенная сюда на один день скоба-велопарковка. В конференц-зале все еще раз обсудили, как достичь взаимопонимания. Велоактивисты просили назначить в КРТИ специального чиновника, который курировал бы только развитие велодорожек и пешеходных улиц: в Москве такой чиновник есть. Они даже готовы были сами поучаствовать, бесплатно, в качестве советников. В конце-концов, чиновник согласился: в комитете будет работать специалист-проектировщик, кандидатуру которого предложат сами велосипедисты. 

Курировать велодорожки до КРТИ пытался Комитет по транспортно-транзитной политике, а еще раньше — Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. И на каждой передаче концепции «дальше по инстанциям» интерес чиновников угасал все больше.

share
print