Пока под окнами Госдумы «нуждающиеся в защите» православные активисты угрожали расправой геям и лесбиянкам, депутаты во втором и третьем, окончательном, чтениях приняли закон о защите детей от пропаганды «социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений», а все российское общество, включая атеистов – от «явного неуважения в целях оскорбления религиозных чувств».
В заголовке антигейского законопроекта (№ 44554-6) речь идет о пропаганде «нетрадиционных семейных ценностей». В тексте документа слово «семья» вообще не используется – говорится о пропаганде традиционного и нетрадиционного секса. Похожим образом построен законопроект «об оскорблении чувств верующих» (№ 142303-6). Депутаты внесли поправки в законодательство о свободе совести, при этом упустили из вида, что такая свобода включает возможность отказа от религиозных убеждений. Получается, семейные отношения думцы приравняли к сексу, а совесть – исключительно к вере в бога.
Поправки в закон «о защите детей от вредной информации»
Штрафы за гей-пропаганду: 4-5 тысяч рублей для физических лиц, 40-50 тысяч для должностных лиц, от 800 тысяч до 1 млн рублей – для юридических лиц. С использованием СМИ и интернета: 50-100 тысяч для физических лиц, 100-200 тысяч для юридических лиц, 1 млн рублей или приостановление деятельности до 90 суток – для юридических лиц.
Против антийгейского законопроекта выступил бывший «справедливоросс» Алексей Митрофанов. Его возмутило, что для иностранцев в законопроекте предусмотрена особенная мера – выдворение из России. «Мне в целом не нравится этот документ, но я особенно не понимаю, как так – иностранцы будут иметь особую ответственность перед законом?!» Действующая «справедливоросска» Елена Мизулина представляла законопроект с трибуны: «Выдворение – это корректно и конституционно». Она также назвала законопроект справедливым – это слово члены «Справедливой России» используют по любому поводу.
«Мы установили беспрецедентно долгий срок для поправок, – подчеркнула Мизулина. – Устранили правовой пробел: в предыдущей версии документа вредной считалась информация о сексуальных отношениях между мужчинами и женщинам, об отношениях лиц одного пола речь не шла. Кто считает, что наказывается только пропаганда однополых сексуальных отношений, – заблуждаются». Также депутат отметила «особенно нетерпимое» отношение, которое в ходе обсуждения документа проявили «лица нетрадиционной ориентации».
Председатель Российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков не понимает, как могло сложиться такое мнение: «Госпожа Мизулина публично пообещала организовать рабочую группу по обсуждению законопроекта и пригласить представителей ЛГБТ. Мы как порядочные люди направили ей предложения для обсуждения, не получили ответа, и никто никуда нас не приглашал. Видимо, «нетерпимость» заключается в том, что мы имели наглость выдвигать свои предложения для переговоров».
Законопроект «о защите религиозных чувств»
Наказание за посягательство на религиозные чувства: штраф 300 тысяч рублей или зарплата осужденного за период до двух лет, обязательные работы на срок до 240 часов, принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до года.
«Ни слова о свободе совести в законопроекте нет! Свобода совести включает право не исповедовать никакую религию, – заявил коммунист Борис Кашин, единственный из 450 депутатов, предложивший поправку к документу. – Так мы докатимся до Сирии, где исламисты казнили парня за то, что он не верил в пророка Мухаммеда». Депутат предложил использовать формулировку из Административного кодекса: «Свобода совести и свобода вероисповедания – это, в том числе, принятие религиозных и иных убеждений или отказ от них». Думское большинство посчитало поправку излишней.
«В документе нет определения, что такое «религиозные чувства», – комментирует правозащитник и преподаватель СПбГУ Дмитрий Дубровский. – Кто будет определять, оскорблены эти чувства или нет – священники, эксперты, сами верующие? В нынешней формулировке, похоже, этим будут заниматься представители конфессий. Значит, российское законодательство будет карать за богохульство. Ответственность понесут атеисты и все, кто позволяет себе критику официальных религиозных структур. Никто не будет судить за оскорбленные чувства саентологов и «свидетелей Иеговы» – самыми чувствительными окажутся православные».
***
Между тем, в первой половине дня возле здания Госдумы на Охотном ряду в Москве собрались более ста человек: это православные активисты и противники антигейского закона. Есть задержанные и пострадавшие.
Чтобы законопроекты вступили в силу, их должен одобрить Совет Федерации и подписать президент Владимир Путин.