Петербургское метро неожиданно поменяло схему развития. Вместо линии на Юго-Западе приоритетными оказались станции на Крестовском и Васильевском островах. Кто от этого выиграет, а кто проиграет?
Что поменялось?
В 2018 году стадион на Крестовском примет игры чемпионата мира по футболу. Рядом с ним на намытой территории может появиться станция «зеленой» ветки «Новокрестовская». Далее ветку продолжит станция «Улица Савушкина». В планах также запуск к 2018-му трех новых станций на Васильевском острове: «Морской фасад», «Шкиперская» и «Большой проспект». Так продолжится «оранжевая» ветка от станции «Театральная», открытие которой ожидается к 2017 году.
Строительство этих пяти станций откладывает запуск долгожданной Красносельско-Калининской линии (от «Обводного канала» до «Казаковской»), которую предполагалось сдать к 2016 году. Эта новость вызвала бурную реакцию жителей Красного Села.
«Наши планы по строительству Красносельско-Калининской линии не меняются, — говорит пресс-секретарь метрополитена Юлия Шавель. — В связи с чемпионатом мира они корректируются. Хотя готовность документов по 6-й линии (Кр.-Кал. — ред.) выше, чем по новым станциям». Шавель также сообщила, что официального решения об изменении схемы развития нет, город пока только рассматривает варианты.
Известно, что в ближайшие пять лет сохраняются планы по строительству Фрунзенского радиуса (отрезок «Проспект Славы» – «Дунайский проспект» – «Шушары»), «Театральной», выходов «Спортивной-2» и «Спасской». На Фрунзенском радиусе ведутся проектные работы, площадки уже освоены. Станция в промзоне «Шушары» будет наземной, «Дунайский» — мелкого заложения, «Пр. Славы» — глубокого. Проект «Театральной» готовится к экспертизе. Красносельско-Калининская линия должна была идти по очереди следующей.
Где сегодня строят?
Сейчас работы идут только на «Спортивной-2» и «Спасской». На первой в апреле начнут сооружать конструкции для выхода. Следующая часть работ — прокладка тоннеля под Невой. Дата завершения работ — июнь 2015-го. Этого времени жители ждут не только из-за метро, но и из-за шума, который уже порядком «достал». «Подземные работы предполагают непрерывный цикл, если мы остановимся — грунт начнет двигаться, — говорит пресс-секретарь ОАО «Метрострой» Екатерина Гигиняк. — Жителям надо набраться терпения на год-полтора. Территория будет обустроена, тогда и «Василеостровскую» можно будет закрыть на ремонт».
На «Спасской» метростроевцы доделывают наклонный ход, закончена проходка, тоннель готов к монтажу эскалаторов. «Вопрос в том, что будет после, — говорит Гигиняк. — Дело в том, что параллельно должно было возводиться здание вестибюля. Предполагалось, что он будет встроен в будущий торговый комплекс «Пик-2» — его строительство должен был вести инвестор. Но договор не заключен, работы не ведутся. Это связано с тем, что вестибюль «Спасской» оказался там, где решено восстановить церковь Спаса-на-Сенной. Чтобы определить границы сохранившегося фундамента храма (по воспоминаниям, на нем частично располагается вестибюль «Сенной»), нужно закончить раскопки. Только после этого примут решение о расположении всех объектов. Наши работы здесь закончатся через 4-6 месяцев».
Почему строят мало?
В компании «Метрострой» 10 строительно-монтажных управлений, из них работают только два: СМУ-13 и СМУ-11. Если бы начали строить линию на Юго-Западе — смогли бы загрузить все СМУ. Приступить к работе хотели еще в прошлом году, но территории были под арендой и дело затянулось.
Последняя сданная работа «Метростроя» — станции «Бухарестская» и «Международная». Частично тоннели были пройдены еще в советское время. Все станции, сдававшиеся в Петербурге, были спроектированы еще в СССР. В 90-е большая часть бюджета уходила на прокладку новых тоннелей от «Лесной» до «Площади Мужества», так как основные затопило. Эта работа заняла девять лет.
«Надо наладить поток: одна станция проектируется, вторая строится, на третьей — монтируют эскалатор, четвертая — сдается», — говорит Гигиняк.
Другая проблема питерской подземки — в том, что город не резервирует земли под планируемые станции. Депутат ЗакСа Алексей Ковалев приводит пример с участком за «Международной», который планировался под депо, но оказался приватизирован. Екатерина Гигиняк согласна с проблемой: схему развития метро нужно увязать с конкретными адресами и Генпланом города.
«То, что сейчас происходит, никак не укладывается в Генплан, — считает депутат ЗакСа Борис Вишневский. — У нас остаются без метро северо-восток, юг (за «Международной») и юго-запад. Еще одно направление — за станцией «Старая деревня», район Яхтенной».
Но депутат полагает, что главная проблема питерской подземки — все же в деньгах: «Тратится гораздо меньше, чем нужно».
Мнение
Чем провинился Юго-Запад?
Борис Вишневский, депутат ЗакСа
Два месяца назад в вагонах метро вывесили схемы, анонсирующие строительство новых станций. Среди них – первая очередь 6-й линии от «Обводного канала» до «Казаковской», которая должна быть введена к 2017 году. Такой анонс был сделан впервые за много лет, и кто-то из горожан, возможно, купил квартиры на Юго-Западе, рассчитывая, что там будет метро. А теперь выясняется, что у города изменились приоритеты, и в первую очередь надо тянуть метро к новому футбольному стадиону. Зачем? Ведь после матчей эту станцию будут закрывать – это обычная практика (как со «Спортивной»), потому что она не выдержит напора зрителей. Я – житель Васильевского острова, и поддерживаю строительство метро на нем, но чем «провинились» жители Юго-Запада, где живут гораздо больше людей, а единственная станция «Проспект Ветеранов» переполнена? Замечу: бюджетом города в 2013-15 годах для строительства метро до «Казаковской» предусмотрены 19,2 млрд рублей, а деньги на «футбольную» ветку в нем не заложены. Почему ради чемпионата мира надо отказываться от планов, которые затрагивают несколько сотен тысяч горожан?»
Справка
Планы
РЕМОНТ. В 2013 году закроется на ремонт «Пушкинская» (сроков не называют). В ближайшие годы ждут ремонта «Василеостровская», «Нарвская», «Площадь Восстания» и «Технологический институт».
ХОД. Эскалаторы на станциях «Электросила», «Сенная площадь», «Гражданский проспект» модернизируют к 15 декабря 2013 года. Они станут безопаснее.
ВАГОНЫ. ООО «Вагонмаш» в течение трех лет поставит в метро 54 вагона «НеВа». Уже передан один поезд из восьми вагонов.
КНИГИ. В подземке планируют проект «Территория свободного книжного обмена» (бесплатный обмен книгами по принципу буккроссинга). Пилотные образцы книжных полок появятся рядом со стойками бесплатных газет.
ТАРИФЫ. Цены на проезд в 2013 году не изменятся. Вопрос о введении позоновой оплаты проезда в метрополитене отложен до запуска кольцевой линии метро.
Источник справки - Комитет по строительству.