Российское Минсоцразвития определило список требований к местам для курения, которые будут устанавливаться в российских офисах. Как выяснил «Мой район», стоимость комнаты не так уж велика – от 200 тысяч рублей, и коммерсанты – владельцы офисных площадей, уже начали их активно заказывать. Зато работодатели, в чьих руках судьбы сотрудников-курильщиков, в массе своей не собираются ставить курилки и уверяют, что нового закона не боятся. Он будет действовать избирательно и косить только тех, кто чем-то не угодил местным властям.
Антитабачный закон вступит в силу с 1 июля. Будет запрещено курить «в рабочих зонах», в подъездах и на лестницах, в том числе – черных. Для курения должны быть оборудованы специальные места на улице или под крышей – с вентиляциями, пепельницами, искусственным освещением и огнетушителем и, конечно, непроницаемыми дверьми. В курилке должен быть как минимум один плакат о вреде курения. При входе на территорию (бизнес-центра, завода, кафе) всех должна встречать эмблема в виде перечеркнутой сигареты. Штраф за курение в неположенном месте, в том числе на улице, составит 500 рублей.
«С конца прошлого года, когда стало известно об этом законе, число заказов увеличилось процентов на 10, - сообщили в ООО «Системы вентиляции», занимающемся, в частности, изготовлением курительных кабин. Маленькая кабина (2 на 3 метра) «под ключ», то есть вместе с монтажом всех вытяжек, обойдется в 200 тысяч рублей, большая – курительный салон размером с комнату, с механическими пепельницами и датчиком присутствия – до полумиллиона».
В Петербурге порядка 400 бизнес-центров. Корреспондент «МР» обзвонил наугад пять заведений, расположенных в разных районах, под видом потенциального арендатора. Везде заявили, что здание обладает специальными местами для курения, как на улицах, так и внутри. Компании, управляющие хозяйством в бизнес-центрах, сообщили «Моему району», что курительные комнаты у них есть, потому что строители бизнес-центров – люди проницательные. «Проще заранее запланировать курительную комнату, чем в срочном порядке переоборудовать под нее какое-нибудь хорошее помещение». Потом правда оказалось, что комната эта – одна на четыре этажа, и большинство курящих офисных сотрудников выходят во двор. Но двор внутренний, попасть в него с улицы можно только через въездные ворота, поэтому полицейский так просто сюда не зайдет. «Вы лучше позвоните туда, где большинство персонала – мужчины, - посоветовал владелец бизнес-центра. – А у нас курящих мало».
На заводе «Адмиралтейские верфи» выяснилось, что задачу с обеспечением курильщиков местами там решили еще в 80-е, потому что к оборонным предприятиям есть свои требования.
«Среди менеджмента – курящих около 10%, - сообщил заместитель генерального директора Игорь Савельев. – Как они будут искать место для курения, не знаю, мы пока об этом не задумывались. Что касается производства, то в цехе покурить – несложно, там есть специальные для этого уголки со всеми положенными вытяжками. В любом случае, к нам довольно трудно попасть с улицы, в том числе – полицейскому. Поэтому на рабочем процессе ужесточение закона не скажется». Зато глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков заявил, что нового закона стоит бояться. Особенно тем, кто чем-то разозлил местную полицию.
«Допустим, закон о запрете пить пиво на улицах был принят году в 2004-м. И что? Меньше стало людей, которые пьют? Полиция только тогда и ловит, когда ей самой на пиво не хватает. Теперь будут «ловить» курильщиков. 500 рублей штрафа – сумма солидная, но ведь надо сначала установить личность курильщика: и что, в участок его для этого тащить? Я сам курю 37 лет и бросать не собираюсь. Но когда запретили курить в барах, я стал пить пиво дома. Бары лишились прибыли. Когда запретили курить в самолетах, а в России все делают с размахом, даже электронные сигареты умудрились запретить, я перестал летать. Теперь запретят курение на вокзалах, придется, наверное, перестать ездить. Я не сомневаюсь, что неугодную фирму можно прижучить, если выяснится, что сотрудники курят на рабочих местах. Меня же штрафовали за то, что у продавцов в ларьках нет противогазов, потому что действительно есть где-то в глубинах закон, который предписывает иметь эти средства самоспасения. Просто мои ларьки были неугодны для власти. Больше всего мне в этой истории жалко маленькие медицинские кабинеты, например, частных стоматологов. Им откажут в аренде наверняка, потому что, если в бизнес-центре есть маленький медицинский кабинет, значит, уже все здание обретает статус лечебного учреждения. А в лечебных, образовательных и правительственных учреждениях курить нельзя нигде, даже в спецкамерах. А вот мелкие предприниматели могут быть спокойны. Они заявят, в случае чего, что у них все сотрудники некурящие. Если кого-то из «некурящих» оштрафуют на улице за курение, то это будут их личные проблемы».
Добавим, что петербургские рекрутеры не верят, что ужесточение закона приведет к текучке на предприятиях и замене курильщиков на некурящих. «Проще набрать изначально некурящую публику, чем проводить зачистки среди действующих сотрудников, - пояснил HR-менеджер Игорь Круглов. – Крупные магазины так и делают. Но ценным сотрудникам, а не «пехоте», этот грех простят все равно».