Что хуже (или лучше): торгово-развлекательный комплекс или храм? Жителям домов близ метро «Ломоносовская» в Невском районе Петербурга на этот вопрос отвечать не придется: им построят и то, и это. Причем, на месте бывшего кладбища, перезахоронения на котором (по данным градозащитников) практически не производились. Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский поднимет вопрос об исследовании территории: по закону, на кладбищах имеют право взращивать лишь цветы да деревья – но никак не бизнес-центры. И даже церкви.
Бизнес
Поздно вечером 9 января активистам градозащитного движения «Живой город» поступила информация от местного жителя: вырубается сквер за кинотеатром «Спутник», что близ метро «Ломоносовская». Большую часть сквера уже вырубили. Градозащитнику, подъехавшему к «Спутнику», предъявили порубочный билет на трех листах, выданный компании в 2012 году. Активист спросил у рабочих, знают ли они, что раньше здесь было кладбище. Рабочие выразили осведомленность в данном вопросе: ну а что, в Петербурге много где строили на кладбищах – аргументировали они.
В течение двух месяцев снесут пережиток советской эпохи – кинотеатр «Спутник», и начнут строить многофункциональный торгово-развлекательный комплекс – с «бизнес-центром и хорошо благоустроенной территорией вокруг» (цитируем представителя застройщика). Застройщик – ОАО ЛК «Ликострой», входит в группу компаний «Конкорд» Вагифа Мамишева (председатель Совета национально-культурной автономии азербайджанцев Санкт-Петербурга). Интересно, появилось бы желание у господина Мамишева строить БЦ в Баку на пусть и бывшем кладбище?
«Мы работаем в рамках закона», - говорит Алексей Каёкин, генеральный директор компании «Петровский строитель», которая работает с «Ликостроем» по агентскому договору. Действительно: с 2006 года и «Спутник», и территория вокруг него принадлежат частной компании. Сейчас в их ведении – почти 1,4 га. «107 деревьев, 926 кустов, 9 тысяч кв.метров газона. И нет возможности защитить их от вырубки», - сетует депутат ЗакСа Борис Вишневский.
«Сейчас ведется подготовка для изыскательских работ. Получено разрешение ГАТИ на установку забора. Предстоят работы по испытанию инженерных свай, по выносу инженерных сетей», - перечисляет Алексей Каёкин.
Дата окончания строительства многофункционального торгово-развлекательного комплекса – 2015 год.
Церковь
С другой стороны бывшего Фарфоровского кладбища, в непосредственной близости от метро «Ломоносовская», развивается сюжет с восстановлением Духовской церкви, которая была снесена коммунистами в 1966 году – как раз при строительстве станции. РПЦ имеет право: в 2010 году «кусок» сквера был исключен из зоны зеленых насаждений. Сначала на него претендовало ОАО «Макромир»: хотели построить торговый комплекс. Местные жители взбунтовались. Уж лучше храм.
«Предполагается размещение храма площадью 857 кв.метров. Если посмотреть на высоту – учитывая колокольню – минимум 12 метров. При этом проект подается как одноэтажный. Кроме того, по действующим Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ), религиозные учреждения должны иметь парковки. И в заявке на выделение земельного участка написано: 32 машиноместа», - говорит директор Центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. Добавляя, что, скорее всего, еще 32 парковочных места для церкви распределятся по прилегающим улицам: ПЗЗ позволяют.
В декабре 2012 года прошли слушания по предоставлению земельного участка под строительство церкви. По словам Карпова, местные жители на слушаниях не присутствовали: пришли только православные активисты.
Кладбище
Фарфоровское (или Спасо-Преображенское) кладбище – одно из старейших в Петербурге: образовалось в 1730-х годах при Преображенской церкви. Название «Фарфоровское» - от Императорского фарфоровского завода, он появился вблизи несколько позже. Предполагалось, что на кладбище должны хоронить лишь причастных к заводу, однако это правило соблюдалось не строго. В начале ХХ века построили Свято-Духовскую церковь, в 1927 году кладбище закрыли для захоронений, а в 1932 году разрушили Преображенскую церковь.
И «Спутник», и метро «Ломоносовская» возводились на месте кладбища; так что нынешние застройщики лишь продолжают «добрые» советские традиции. Фактически территория кладбища поделена на три «куска»: большая часть – зона зеленых насаждений, их не имеют права трогать; плюс частная собственность, плюс земля, на которой хотят возродить храм.
И, в общем, ничего бы страшного: ну не превращать же Петербург в некрополь, в самом деле. Но есть нюанс: перезахоронения на бывшем кладбище практически не производились – по крайней мере, об этом говорят градозащитники. «Большая вероятность, что (при возведении комплекса на месте к/т «Спутник» - «МР») начнут работать экскаваторы и будут перемолоты останки. Как минимум, необходимы предварительные археологические изыскания. Да и вообще это не по-христиански», - говорит активист «Живого города» Дмитрий Литвинов.
«Согласно разрешительной документации, никаких захоронений на данной территории нет», - опровергает Алексей Каёкин из компании «Петровский строитель».
«Я глубоко убежден, что, конечно же, там есть захоронения. Это старое кладбище, появившееся еще в XVIII веке. Когда его ликвидировали в годы советской власти, перезахоронений не было. Кроме того, есть убедительная информация, что там производились захоронения в годы блокады. Вывод однозначен: застройка такой территории – противозаконное дело», - говорит, в свою очередь, председатель Всероссийского общества охраны памятников Александр Марголис. Добавляя, впрочем, что проводились археологические изыскания по заказу Комитета по охране памятников (каковы результаты – корреспонденту «МР» не удалось оперативно выяснить; остается лишь предположить, что раз строитель строит – значит, решение было в его пользу).
Если захоронения на территории близ метро «Ломоносовская» всё же остались – градозащитники правы, и любое строительство вне закона: федерального, номер 8, статья 16. Депутат Борис Вишневский собирается отправить соответствующий запрос и инициировать исследование территории.
Люди
А что же местные? Их, как обычно, никто не спросил. Проживающая неподалеку Ирина Андрианова (в среде активистов больше известная как координатор движения «Против захвата озер») рассказала, что хочет, чтобы в их краях не строили ни церковь, ни ТЦ – а оставили сквер. «Но я знаю, что многие местные жители выступали за строительство церкви», - добавляет Ирина, поясняя, что, возможно, люди просто-напросто пытались выбрать из двух «зол» меньшее.