После ДТП в Москве на Минской улице о необходимости ужесточить наказание за пьяное вождение заговорили все. Напомним, 22 сентября водитель-лихач на праворульной «тойоте» вылетел на тротуар, где дожидались автобуса пятеро ребят из школы для детей с ограниченными возможностями и их воспитательница с мужем. Все они погибли. Имя водителя — Александр Максимов — останется в веках, потому что благодаря ему административный кодекс ужесточат гораздо раньше, чем собирались. О том, как это будет, «Моему району» рассказал председатель Координационного совета МОО автомобилистов «Свобода выбора» и член Думского комитета по законодательству Вячеслав Лысаков.
Я вхожу в рабочую группу по совершенствованию законодательства и должен сказать, что ужесточение наказания за пьяную езду произошло бы в любом случае, уже в этом году, даже без этого страшного происшествия на Минской. В ноябре планировалось огласить пакет поправок в КоАП. Теперь придется готовить эти поправки в авральном режиме, за две недели, и при этом сделать их более объемными, расписав все от и до.
Будут сделаны изменения и по уголовной, и по административной линиям. Самое главное для законопослушного водителя – наконец-то будет регламентировано, как оценивать состояние опьянения. Минимальную допустимую дозу этанола в крови все-таки введут, потому что без этого ужесточать законы было бы верхом несправедливости. Опыт последних лет показал, что эндогенный алкоголь и погрешности приборов вполне могут дать показатель: от 0,1 до 0,3 промилле. Когда суды стали лишать прав известных россиян, убежденных трезвенников, у которых находили мельчайшие дозы алкоголя, стало очевидно, что сверхмалая доза в крови может проявиться, например, при язвенной болезни. Шведы когда-то тоже ввели у себя «абсолютный ноль», но потом тамошние ученые разъяснили, что к чему, и в стране вернули минимальный уровень.
Вместо 0,3 промилле, отмененных в 2010 году, скорее всего, будет 0,2 – я буду настаивать именно на этой цифре. Как у шведов. Только не думайте, что это означает: людям, мол, разрешено пить за рулем. 0,2 промилле – это такой же сухой закон, какой действовал и раньше.
Больше всего трудностей с назначением наказания в виде ареста. Вы знаете, что некоторые водители продолжают ездить, будучи лишенными прав лет на 80 вперед. И ничего с ними не поделать. Его ловят пьяным, снова заочно лишают прав и отпускают. Такие в России законы. Поэтому нам так импонирует датский опыт, поскольку в Дании после того, как водитель попался в пьяном виде в третий раз, у него конфискуют машину. Потому что машина – орудие преступления. Потому что, как бы мы не чтили частную собственность, нельзя оставлять ее человеку, который с помощью этой машины завтра убьет ребенка…
Да, можете сказать, что богатый человек тут же купит новую и начнет ездить дальше. Без прав, потому что машину, скорей всего, будут забирать у того, кто прав уже лишен. Что ж, все равно он не сможет каждую неделю покупать новый автомобиль. А если сможет, то отправится в тюрьму на год, и уж тогда ему точно машина будет не нужна. Да, тюремное заключение для пьяных автомобилистов появится обязательно, хотя, конечно, не пожизненное.
Вообще, если у нас сейчас ловят за рулем пьяного, лишенного прав, его тоже можно посадить. Максимум на 15 суток, а может, и на пять. Ему это как мертвому припарка. Если он систематически совершает грубое нарушение закона, неужели его испугают 15 суток? Я вообще считаю, что за человеком, у которого 40 штрафов за год, пусть даже честно оплаченных, нужно осуществлять специальный досмотр. Это неадекватная личность. И правильнее всего – лишить его орудия преступления, не дожидаясь, пока он совершит убийство.
Мне больше всего нравится вариант, когда водителя сажают, его машину ставят на штрафстоянку и через год, после выхода из тюрьмы, он должен заплатить за хранение – выкупить машину по сути.
Хитрость в том, что тюремное заключение у нас нельзя назначить всем. Я имею в виду те 15 суток, которые назначают сейчас пьяницам, продолжающим ездить в подпитии и после того, как у них отобрали права, - так вот, нельзя посадить даже на 15 суток полицейского, прокурора, судью, инвалида, военнослужащего, беременную. Им положен максимальный штраф за административное правонарушение, ведь езда в таком состоянии не считается уголовным преступлением. Штраф – 5 тысяч рублей. Но даже этот штраф взыскать очень сложно, потому что прокурора или, скажем, судью по нашим законам невозможно даже отстранить от вождения. Нет у ГИБДД полномочий, чтобы забрать у него машину, поставить на стоянку, отвезти прокурора на освидетельствование. Это неправильный закон, и с ним мы тоже разберемся, потому что правила для всех должны быть едины.
И наконец, подумаем над тем, как наказывать гаишников, которые получили от пьяного водителя взятку и отпустили его, потенциального преступника, ехать дальше. Даже если такой водитель никого не собьет, то такой факт служит достаточным основанием, чтобы осудить инспектора не просто за взятку, но с отягчающими обстоятельствами. А в Японии вообще можно оштрафовать на несколько тысяч долларов пассажира автомобиля, если водитель пьяный. Пассажир все видел и не пресек правонарушение – значит, заслуживает наказания. Я уверяю, что запах алкоголя чувствуется даже при 0,3 промилле. И потом обычно бывает так: вместе пили, вместе поехали домой. Вот пусть пассажир и несет ответственность почти наравне с водителем. Но водитель, конечно, одним штрафом не отделается. У нас в России, где всеобщая расслабленность, это сработало бы. А вот наказывать бармена, как в Америке, я не стал бы. Это у них все друг друга знают: кто на какой машине и с какого ранчо приезжает. А у нас, в большом городе, откуда бармену знать, кто и как будет уезжать из бара?
Для тех, кто не может или не хочет идти в тюрьму, придуманы исправительные работы. И в советские годы они у нас были, и сейчас на Западе – есть. Иногда мы слышим истории, как европейские знаменитости вынуждены мыть полы в больницах. А наши чем лучше? Это и полезней, и действенней, чем принудительные лекции о вреде алкоголя.