14 лет назад, в 1998 году, Россия стояла накануне самого глубокого экономического кризиса в своей новейшей истории. Он привел к смене вех экономической и политической жизни. Экономисты характеризуют состояние экономики в 2012 году как преддверие «новой великой депрессии». Сможет ли государство на этот раз подстелить солому, чтобы падение почувствовали все россияне?!
Дефицит бюджета
Россия извлекла главный урок из кризиса 1998 года. Государство покрывало огромный дефицит бюджета за счет бумаг государственного долга. Дефолт состоял в том, что мы не смогли оплатить долговые обязательства. Сегодня в России нет дефицита, до недавнего времени он компенсировался бюджетным профицитом. Кризис по сценарию 1998 года не повторится, но есть другие проблемы.
Долги компаний
Долги могут появиться у крупных государственных и окологосударственных компаний. В случае кризиса компании окажутся неплатежеспособными. Если государство возьмет обязательства, например, Газпрома, повторится ситуация 1998 года. Можно не помогать Газпрому, трагедии в этом не будет. Компания перейдет из государственной собственности в частную, будет больше работать и меньше строить «газоскребов». Компании, которые по уши в долгах нужно продавать, их нужно продавать, а не перекладывать ответственность на плечи государства.
Нефть и газ
Момент, из которого мы не извлекли урока: экономика развивается благодаря ценам на нефть и газ. Если цены на энергоресурсы упадут, мы окажемся в положении 1998 года. Мы зависим от мировой конъюнктуры – это объективная данность, от которой никуда не деться. Нельзя отказаться от добычи энергоресурсов и производить нечто принципиально другое. Доходами от ресурсов можно разумно распоряжаться, стимулировать другие сектора экономики, но я не верю, что их можно сделать полностью конкурентоспособными. Кризис 1998 года показал, что нельзя верить в чудеса, рухнет нефть – рухнет все. Мы перейдем от процветания к колоссальному падению.
Принципиальные решения
Такого сценария развития событий можно не допустить при разумном управлении экономики. Дело не в ошибках рядовых менеджеров, которые трудно оценить. Дело в принципиальных государственных решениях. В 1998 году происходил последний этап структурной перестройки советский модели экономики. Его можно было сгладить, не доводя до такого глубокого кризиса, но дефицит бюджета – это неизбежное наследие советской экономики. На протяжении 12 лет у нас не принимаются решения, необходимые для развития реформ. Даже Владимир Путин заявил, что по инвестиционному климату мы бог знает где. Озаботился этим только на 12 году правления! При плохом инвестиционном климате мы зависим от отраслей, в которые инвестор приходит в любом случае, которые развиты с советских времен.
Кризис 2012: сценарий
Кризис в России проявит себя так же, как в 1998 году. Падает цена на нефть – падает рубль, но не сразу. Центробанк, поднапрягшись, может поддержать рубль, чудес не бывает, рано или поздно его придется отпустить. Наши доходы по отношению к иностранной валюте обесценятся, и естественно, будут очереди за валютой. С той только разницей, что люди лучше готовы к кризису и дифференцируют сбережения в разных валютах. Обанкротятся предприятия, люди потеряют работу. Мы все станем беднее.
Если рубль будет сильно лихорадить, продавцам станет проще устанавливать цены в «условных единицах». Это лишь технический момент торговли. В 90-е годы отечественную валюту лихорадило настолько, что цены устанавливались в долларах, а до 1993 года долларами можно было расплатиться в магазине. Когда эту практику запретили, в момент покупки цену пересчитывали в рублях по текущему курсу.
Кризис 2012: кто обогатится
Если кому-то удастся предсказать момент падения рубля, он сможет провести валютные спекуляции и полностью избавиться от рублевых накоплений. Такое обогащение – дело случая, чрезвычайного везения. Еще один урок 1998 года: если рубль рухнет, и рухнет надолго, конкурентоспособными станут отечественные производители. Обеднев, мы перестанем покупать импортные товары. Обычно мы предпочитаем импортное, но после кризиса такие товары исчезнут, кроме самых дорогих магазинов. Выиграют отечественные предприятия. Например, в 1998 году у нас исчезли прибалтийские товары из продовольственных магазинов, и тут же их место заняли отечественные сосиски, твороги, молоко и так далее. В долгосрочной перспективе это позитивно сказалось на экономике.
Цена на нефть в августе 1998 года – 12 долларов
В августе 2012 года – 114 долларов