Через пару недель в городе откроются школьные базары. «Мой район» подсчитал, сколько будет стоить собрать в школу ребенка, какие классы окажутся самыми дорогими, а также – увеличатся ли школьные поборы, несмотря на их повсеместный запрет.
От класса к классу
Самыми разорительными для родителей школьников являются 1-й и 2-й классы, а также 11-й. Если принять весь школьный период за 100%, то выпускной класс съест порядка 30% всех вложенных в ребенка средств, первый – 20%. Остальные классы скромно обретут свои 4-7%. Какой-то (например, 5-й) – больше, какой-то - меньше. Все, естественно, зависит, от школы, амбиций родителей и учителей, желания самого ребенка и его способностей. Чем способнее – тем больше затрат в средней школе, чем ленивее – тем разорительней окажется последний год. Но обо всем по порядку.
Все опрошенные «МР» родители, не сговариваясь, назвали minimumminimorum для отправки чада в 1-й класс – 5 тысяч рублей. За эти деньги можно купить если не форму, то хотя бы приличный пиджачок или платье, тетради, ручки (500 рублей), ранец (1000 рублей), букет (500 рублей), спортивную форму и обувь. Это вариант для школы, в которой форма не предусмотрена, учебники бесплатные, не будет и платных кружков, а репетитор ребенку в таком возрасте не нужен. Да, подразумевается также, что юному школьнику не нужно покупать домашнюю парту или письменный стол.
Конечно, может статься, что не придется затрачивать и этой суммы: например, учебники в школе бесплатные, форма досталась от старшего брата, а цветы растут на даче.
В зависимости от школы и др. эту сумму нужно умножить на коэффициент: 2-3 – для обычной школы, 10 – для самой крутой школы и самых понтовых родителей. Больше 50 тысяч на одного первоклассника вряд ли кто потратит. Хотя богатый и заботливый предок, конечно, купит не простой ранец, а с поддерживающими вставками за 4 тысячи рублей, парту и стул, регулирующийся по росту и спортивный костюм не из простого трикотажа.
Школьная форма обычно забирает из бюджета родителей от 3-х до 10 тысяч рублей. Здесь много зависит от школьного менеджмента и его «деловых качеств». Нередко бывает, что форму всем шьют в одном ателье, себестоимость пошива вместе с материалом – тысячи 3, а собирают – по 10. В родительских комитетах говорят, что эта жалоба – вторая по популярности после необоснованных расходов на ремонт.
Обычно во 2-м классе в расходную корзину добавляются всевозможные поездки и экскурсии (детей из 1-го класса возят почему-то реже, наверно, потому что дикари).
В 4-м классе, когда начинаются уроки иностранного языка, ребенку может понадобиться плеер, чтобы слушать диалоги. 1000 рублей. Это минимум, а максимум – поездка за границу. Примерно тогда, если не раньше, дитя начинает требовать компьютер (от 6 тысяч рублей). Лыжи и коньки для физкультуры забирают из бюджета соответственно 5 тысяч и 3 тысячи рублей, если не покупать откровенную дешевку. В 6-м классе, как известно, приобретается глобус, в 7-м – микроскоп, в 8-м – химический набор. В 9-м возрастают нешкольные траты, зато у ребенка перестает расти нога, и ему не надо постоянно менять обувь. Тяжело тем, у кого дети демонстрируют еще и спортивные успехи: спорт обходится еще дороже, чем учеба. Комплект учебников в среднем стоит 2-3 тысячи рублей, независимо от класса, потому что в первых классах программа меняется постоянно, а в более старших обычно меняются учебники по английскому и русскому языкам и литературе, а учебники точных наук остаются прежними.
Выпускной класс потребует от родителей затрат на бал (ничего, что только через год, готовиться можно уже сейчас), костюм, прическу, репетиторов. Только на бал собирают около 10 тысяч, платье опять-таки можно не покупать, репетиторов не нанимать, если ребенок подготовлен хорошо. Все же минимальные траты на выпускника начинаются с 10 тысяч. Умножаем на коэффициент. Добавим, на всякий случай, что репетитор сейчас стоит от 500 рублей за час, а ЕГЭ требуется сдавать по 3-м предметам, если есть желание куда-то поступить. Говорят, что хорошим ученикам хватает 10 часовых занятий…
Поборники
Все это траты, без которых можно обойтись. Школьные обязательные сборы к таковым не относятся.
В прошлом году надзорные органы, в первую очередь прокуратура, взялись жестко искоренять систему поборов в школах и детских садах. Статистика, которую собрали перед тем, как начать закручивать гайки, ужасала: миллиард рублей ежегодно собирался с родителей в качестве добровольно-принудительных взносов. Правда, в пересчете на общее число петербургских школьников получалось не так уж много: 2500 рублей с человечка.
«В этом году учителя взяли моду собирать деньги не только на учебники, но и на специальные тетради по предмету, - рассказал депутат ЗакСа Алексей Макаров. – Стоимость комплекта превышает 5 тысяч рублей. Ко мне обращаются родители с жалобами. Я направил запрос губернатору Георгию Полтавченко и надеюсь, что мне там ответят, будут ли в новом учебном году все школьники обеспечиваться учебниками за счет бюджета».
Получается, что любой школьник, как и в советские годы, может рассчитывать, что государство обеспечит его учебниками. В то же время едва ли не в каждой школе за них приходится платить. Почему – нам рассказал глава городского родительского комитета Михаил Богданов:
«Потому что с 1-го сентября вдруг становится известно, что ребенок будет учиться по новой программе. Ее, дескать, только что утвердили. А смета составлялась год назад. Программа же настолько прогрессивная, что внедрять ее надо немедленно. Особенно часто это случается в младших классах, где подходы к обучению очень вариативные, поэтому самые большие траты на школьника – именно в 1 и 2 классах. А чиновники тем временем утверждают, что школы обеспечены учебниками на 100%, и как бы не врут. Вообще-то, мы обращались недавно в Заксобрание с просьбой оптимизировать процесс, чтобы школы получали не средства для закупки учебников, а сами учебники, и тогда у них не будет механизма для злоупотреблений. В среднем на каждую школу ежегодно выделяется 70 тысяч рублей «книжных» денег. Этого хватит, чтобы обеспечить книгами только одну параллель, и то не по всем предметам. А вдруг программа поменяется сразу по нескольким предметам? Лучше получали бы директора уже готовые коробки с книгами – и все».
Пока в городе был зафиксирован только один скандал, когда поборы на учебники стали предметом разбирательства в прокуратуре. Это произошло месяц назад в Центральном районе. Проверка показала, что в 30 государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях библиотечный фонд не был полностью укомплектован учебниками и учебными пособиями по обязательным предметам. Кстати, первые жалобы на школы начались еще в феврале (тогда выяснилось, что в 4-х школах детям выдали только 70% бесплатных книжек, а за остальные попросили доплатить). Потом проверка закрутилась. Потом нарушителей стало 14, потом - 13, то есть практически все школы района. К ответственности никого не привлекли, прокуратура просто доказала через суд, что директора не имеют права учинять дополнительные книжные сборы.
До остальных районов очередь пока не дошла.
По словам Богданова, учебники – это, так сказать, обязательная трата, а есть еще инициированные. Сначала директором школы – например, сборы на ремонт в школе. Потом классным руководителем – праздники, экскурсии. И вот тут начинаются конфликты. Как правило, в классе из 30 человек находятся 2-3 родителя, которым идеи большинства не нравятся. Настолько, что они обращаются с жалобой в прокуратуру из-за банального спора, где праздновать окончание учебного года: в кафе (бюджет – 5 тысяч рублей с человека) или на природе (500 рублей). Таких жалоб большинство. Это всех раздражает, хотя иногда такие правдолюбцы говорят дельные вещи: например, когда выводят на чистую воду.
Если собрать все жалобы в кучу (то, что пишут на форумах, то, что поступает на телефоны горячих линий в прокуратуре и Комитете по образованию) и, наконец, то, с чем приходят в тот же городской родительских комитет, соотношение получается таким.
Форма – 5%. Ремонт в школе – 18%. Ремонт в классе (утепление окон и др.) – 22%. Учебники – 35%. Навязанное репетиторство – 10%. Покупка спортивного и учебного инвентаря – 7%. И 3% – оголтелое вымогательство денег на подарки и т.п. Иногда записки для родителей аккуратно вкладываются в дневники. Но это бывает редко. Про учителей говорят, что они теперь «дуют на воду».
Как видно, жалоб на «навязанную экскурсию» тут нет – их просто не считают.
Чем круче школа, тем меньше жалоб на поборы поступает от родителей. Основной поставщик недовольных – беспонтовые школы в спальных районах.
Стоит отдельно поговорить про репетиторство, о чем с возмущением рассказывают родители-блогеры. По их мнению, учителя ведут себя на уроках спустя рукава: могут уйти на полчаса, велев детям заниматься самостоятельно, или просто бубнят тему, не заботясь о том, слышит их кто-нибудь или нет. Тем, кого такое обучение не устраивает, предлагается платный факультатив или даже индивидуальные занятия.
В Комитете по образованию нам заявили, что про эту схему знают, но сомневаются в ее повсеместном распространении.
Все учителя такую схему внедрять не будут. Максимум – 1-2. И об этом сразу станет известно в коллективе. И такие педагоги заработают себе очень нехорошую репутацию. Вести занятия так, чтобы детям требовались дополнительные уроки – в любом случае не комильфо. А тем более, если брать за это деньги.
Пружинный бунт
Итак, больше всего жалоб – на ремонты. Справедливо, потому что школы ремонтируются за наш с вами налогоплательщицкий счет. Хотя можно было б сказать, что нынешние родители платят за свою лень. В 80-е они сами приходили на субботники по заклейке окон, и все траты сводились к закупке бумажных лент. Клейстер варили сами, а ветошь не стоила ничего.
«Директоров школ можно и пожалеть, - говорит Богданов. - Они попали в настоящие клещи. Не могут позволить себе выписать чек за работу или покупку стоимостью в 3-5 тысяч рублей без разрешения районного чиновника. Разобьют в школе стекло, нужно новое – иди в поход по инстанциям. Но главное не это. Пока прокуратура борется с поборами, Комитет по образованию проводит свою оптимизацию. В РОНО хвалят школы, которые умеют сами выкручиваться из неприятностей и не бегают за каждой подписью к чиновнику. В городском комитете хвалят районы, в которых больше таких школ и меньше просителей. Что остается директору школы? Хвалить классных руководителей, которые сумеют сами залатать пол в классе или купить наглядное пособие, не важно из каких средств».
Но самая большая беда – это санитарные и пожарные инспекторы. Да-да, государственные школы в этом плане не отличаются от частных кафе.
В 2010 году пожарная инспекция прошла рейдом по всем школам, изучая состояние дверных доводчиков – то есть пружин. Правила безопасности требуют, чтобы двери закрывались сами. Где-то доводчиков не оказалось. Директор оказался перед дилеммой, точнее, трилеммой. Дать инспектору взятку, поставить доводчик или уволиться.
По всему городу с родителей стали собирать деньги на доводчики. В городе едва не вспыхнул пружинный бунт. В Комитет по образованию пошли жалобы, и конфликт удалось утихомирить: кажется, спешным выделением денег из бюджета.
В 2012 году возникла новая напасть. Санитарные врачи выяснили, что не во всех школах батареи парового отопления спрятаны за решеткой. А это опасно: ребенок может поскользнуться на бегу, упасть и врезаться в батарею головой. Ну и что, что не чугунная? Все равно опасно.
Смета на ремонт школы, составленная еще в прошлом году, требование санитарной инспекции не учла. Так что осенью в тех школах, где директор не сможет найти компромиссного решения, ожидаются батарейные бунты. Формально родители правы: они не должны платить за ремонт государственной школы.