Истории

Питер Гринуэй: «Смотреть кино - это очень тупое занятие»

Британский режиссер Питер Гринуэй приехал в Петербург. В Доме кино фильмом «Книги Просперо» открылась ретроспектива его творчества. Как ожидается, режиссер уедет из Петербурга 18 июня. В этот день также пройдет аукцион, на котором будут продавать его картины. Питер Гринуэй рассказал, почему кино уже умерло и ответил на вопросы «Моего района».

О смерти кино

«В начале 90-х я поменял свое отношение к кинематографу. Мой фильм «Книги Просперо» (1991) по пьесе Вильяма Шекспира «Буря» знаменует для меня конец аналогового века и начало цифрового века, который несет много неожиданного, нового, и который, по моему мнению, изменит само понятие кинематографа. Я думаю, вы слышали мои вечные стенания о состоянии современного кинематографа. Я это повторяю уже давно и, думаю, к этому времени многие разделяют мое мнение, что кино умерло. Я могу назвать печальную дату смерти – это 31 сентября 1983 года, когда миру был представлен «заппер» (английское сленговое обозначение пульта дистанционного управления ТВ – прим. «МР»).

Я думаю, вы согласитесь со мной, что кинематограф – это довольно пассивное занятие. Вы сидите в каком-то старомодном зале, и что происходит дальше? Гаснет свет, вы сидите в темноте и смотрите в одну точку на экран. Какого хрена? Жан-Люк Годар однажды сказал, что если человек сидит в темноте и смотрит в одну точку, он не замечает 270 градусов того, что происходит вокруг и чем богата жизнь.

  • q1.jpg

    Фото: petergreenawayevents.com

  • q2.jpg

    Фото: petergreenawayevents.com

  • q3.jpg

    Фото: petergreenawayevents.com

  • q4.jpg

    Фото: petergreenawayevents.com

  • DSC_1281.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_1152.JPG
  • DSC_1166.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_1169.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_1175.JPG

    фото: С.Николаев

  • DSC_1227.JPG

    фото: С.Николаев



Если вы любите художественные фильмы, а это примерно 120 минут экранного времени, вы увидите апогей современного киноискусства. Но все это время вы будете сидеть без движения. Подумайте сами, даже во сне вы чаще меняете положение. И поскольку человек абсолютно не предназначен сидеть 120 минут в темноте и смотреть в одну точку, вы согласитесь со мной, что кино, которое появилось в 1895 году, - это очень тупое занятие.

Если вы ностальгируете по фильмам, которые видели ваши отцы и деды, и не верите, что кино умерло, то через 5-10 лет это станет очевидным. 117 лет – очень большой срок для такой технологии и эстетической категории, как кино. Я думаю, что к этому времени вы посмотрели все возможные жанры, все сюжеты, повороты, варианты места и действия, и теперь ясно, что больше так продолжаться не может, и мы должны изобрести что-то новое, то, что отвечает нынешним социальным условиям. Мы не должны переливать молодое вино в ветхие мехи. Молодое вино нужно вливать в новые мехи! Интересные люди полны противоречий, и за последние двадцать лет у меня была возможность поэкспериментировать с новыми цифровыми технологиями. За это время киноаудитория в Европе уменьшилась в разы. И водрузив свой флаг в цифровой эре, я смотрю через плечо на золотую эру европейского кино с 1959 по 1973 годы».

- Как Вы считаете, можно ли судить о российской аудитории по российским фильмам? Какие фильмы или режиссеры сформировали ваше впечатление?

- Не думаю, что Россия добилась больших успехов в кино за последние двадцать лет. Может, вы назовете каких-нибудь режиссеров, я не припоминаю ни одного. Я увлечен наследием Сергея Эйзенштейна, лучшего режиссера в истории кино. Безусловно, ощущение России передают художники Казимир Малевич и Василий Кандинский и великий режиссер Всеволод Мейерхольд. Вообще, я неплохо знаю этот период в российском искусстве. Но сейчас кино – это не то, чем вы можете гордиться.

- У молодых людей в России формируется ощущение, что мы находимся в преддверии культурных и политических изменений в духе 1968 года. Как вы думаете, Россия могла бы стать более свободной, толерантной страной?

- Слушайте, в 1963 году мне было 21. Я жил в Лондоне в необычайной атмосфере «свингующего» мегаполиса. Это было лучшее время, чтобы жить там. Не вижу ничего даже отдаленно напоминающего эту атмосферу здесь, в России. Люди столь меланхоличны, депрессивны, негативно настроенны и находятся под таким политическим прессом, что я даже не представляю, откуда вы взяли идею про 1968 год. У вас богатая имперская традиция, которая никуда не ушла в советское время, и (пожалуй, лучше сказать это шепотом) она возвращается снова.

- Большинство людей скачивают и смотрят Ваши фильмы нелегально через интернет. Что Вы скажете по этому поводу?

- Я совершенно не против, чтобы люди «воровали» у меня. Это невозможно контролировать полицейскими методами. Я вообще против чрезмерного контроля. Нет никакого смысла в запрещении алкоголя. Нет никакого смысла в запрещении наркотиков. Я за полное снятие ограничений на все (!) наркотики. И не должно быть ничего нелегального в том, что люди смотрят мои фильмы способом, который представляется им наиболее удобным.

- Вы говорили о смерти кинематографа. Возможно, через двадцать лет он станет полностью интерактивным?

- Я думаю, все будет гораздо хуже. Если мы переместимся на несколько десятков лет вперед и посмотрим на кинематограф наших детей или внуков, то ничего не останется сказать, кроме: «Какого хрена это было?!».

- Какая следующая форма искусства в очереди на выход? Умрет ли театр, если еще не умер?

- В Голландии, где я живу, люди все реже смотрят телевизор. Я думаю, телевидение не сохранится в нынешнем виде и перенесется сюда (показывает на смартфон). Молодые люди с лэптопами уже превратились в ходячие телевизоры. Существует пять оригинальных форм искусства: танец, музыка, литература, скульптура и рисунок. Они никогда не умрут. Они чрезвычайно дешевы, в отличие от кино, и могут существовать без аудитории.

Питер Джон Гринуэй - британский режиссёр, художник, писатель, либреттист, мыслитель, куратор многочисленных выставок. Родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте, Уэльс. В 1980 году снимает свой первый полнометражный фильм - «Падения». На Лондонском кинофестивале, проводимом Британским институтом кино, «Падения» получил премию «The Sutherland Trophy», присуждаемую наиболее оригинальной и творческой дебютной работе. Питер Сэйнсбери из Британского института кино предложил Гринуэю снять полноценный игровой фильм. Очень скоро у Гринуэя был готов сценарий фильма «Контракт рисовальщика». Успех оказался ошеломительным, и Гринуэй объехал весь мир, демонстрируя свой фильм. В 1988 году Гринуэй, представлявший на 41-м Каннском кинофестивале свой фильм «Отсчёт утопленников», получил премию «За лучший художественный вклад». В декабре 2006 года Гринуэй получил звание Командора Ордена Британской империи. Его полная фильмография насчитывает более пятидесяти картин.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности