Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил новый закон о митингах – он осложнит жизнь не только протестующим, но и обычным людям, решившим погулять. Сошел с тротуара – штраф 40 тысяч. Крикнул "надоело!" – штраф 300 тысяч. Потоптал газон – исправительные работы. Преувеличение, но не сильное. Фашистская Германия, милитаристская Япония, Российская империя – в самых кошмарных государствах мира такого не было.
236 депутатов "Единой России" и 4 перебежчика из других фракций проголосовали за повышение штрафов за митинги. Остальные – против. Окончательно стало ясно – а кто сомневался? – что парламентская борьба смысла не имеет: "Единая Россия" задавит противников простым большинством голосов.
Сильно полевевшие в последнее время эсеры попытались сделать хоть что-то и устроили так называемую "итальянскую забастовку" - внесли 400 поправок, чтобы затянуть рассмотрение закона. Но и партия власти не лыком шита: по измененному регламенту каждую поправку рассматривали не 5 минут, а 15 секунд.
"Отныне любую прогулку, любое массовое скопление граждан можно считать несанкционированной акцией, - говорит эсер Дмитрий Гудков, один из организаторов "итальянской забастовки". - Если вдруг вышли люди погулять, если свадьба, если кто-то там кричит, перекрывает движение – штраф. 300 тысяч рублей организатору митинга – эта сумма неподъемна для 90% наших граждан. При этом фактически организаторов назначают полицейские и судьи. Плюс появилась такая мера, как общественные работы. Запрещены маски и любые маскирующие внешность предметы – например, ватно-марлевые повязки. Значит, карнавалам и хэллоуинам конец. К тому же новый закон дает право субъектам Федерации назначать места, где запрещено проведение митингов и пикетов. Под тем аргументом, что там может быть нарушен общественный порядок. Под эти условия попадает любая площадь в центре Москвы или Петербурга".
Впрочем, "Единая Россия" всячески подчеркивает, что драконовские меры – не драконовские. Видный единоросс Владимир Бурматов даже назвал российские законы о митингах "самыми либеральными в мире". Вторят ему и из Совета Федерации – признанного отстойника для чиновников, списанных в расход. 132 сенатора проголосовали за закон, один воздержался. "В странах с развитой демократией, таких как Англия, США и Германия, такая практика существует уже давно, и штрафы там куда более ощутимее, чем предусмотрено нашим законодательством", - лукавит Александр Торшин, вице-спикер верхней палаты. Замечательный аргумент в духе "а у вас зато негров линчуют".
"В других странах есть независимые суды. Есть некоррумпированные чиновники. И есть правительство, которое не боится своего народа больше всего на свете. Так что механическое сравнение здесь не работает, - говорит известный адвокат Юрий Шмидт. – Да, действительно предусмотрены в западных странах и штрафы, и другие виды наказания. Но мы видели, какие там проходят волнения - с битьем витрин, грабежами, поджогами и так далее. За мирное шествие никто ничего подобного не назначает. И ни одно государство, кроме России, я не могу заподозрить, чтобы оно специально запускало в толпу провокаторов. Закон ведь не просто так приняли - вынь да положь, – это был, возможно, заготовленный сценарий: провокация 6 мая, жесткий разгон, устрашение. Понятно, что свадеб и карнавалов наша власть не боится. Хотя где-то случайно по неразборчивости могут возникать конфликты и недоразумения и подобного рода. Власть боится своего народа и желает в свою очередь запугать активистов и простых участников".
Новый закон о митингах ждет подписи Владимира Путина - президент поставит закорючку, и реальность изменится необратимо. У тех, кто волнуется за судьбу России, останутся только нелегальные методы борьбы, а из легальных - лишь обращения в национальные суды разных инстанций и в Европейский суд по правам человека. Но это вариант для людей обеспеченных, которые готовы рискнуть кровными тысячами. Тем временем эсеры планируют начать массовый сбор подписей, чтобы провести референдум за отмену закона.
"Закон абсолютно репрессивный, он призван заткнуть рот оппозиционерам, - говорит Дмитрий Гудков. - При этом федеральные лидеры оппозиции лучше защищены – мы можем, например, собирать деньги в Интернете. Закон ударит по регионам. По правозащитникам. По людям, которые пытаются спасти дворы от незаконных строек, водоемы от загрязнения, парки от вырубания. Вот против кого направлен закон".