13 мая в Москве прошла «контрольная прогулка» – акция, организованная российскими писателями во главе с Борисом Акуниным. Группа литераторов и присоединившиеся к ним граждане беспрепятственно прошли от памятника Пушкину на Пушкинской площади до памятника Грибоедову на Чистых прудах. Полиция насчитала две тысячи собравшихся, сами они говорят о десятках тысяч. В акции приняли участие Эдуард Успенский, Сергей Юрский, Андрей Макаревич, Сергей Пархоменко, Андрей Бильжо, Дмитрий Глуховский, Илья Яшин. Таким образом, изначально заявленный «марш литераторов» значительно расширился.
К двум участникам – писателю Дмитрию Быкову и депутату Государственной думы Дмитрию Гудкову, «Мой район» обратился с вопросами.
- Удалась ли прогулка? Что удивило по-хорошему, что огорчило?
Дмитрий Быков: Она удалась, ничто не огорчило. По-хорошему удивило количество писателей, читающих хорошие книги.
Дмитрий Гудков: Ничего не огорчило. Мы заставили власть соблюдать 31 статью Конституции, гарантирующую нам право гулять в любом количестве по паркам и скверам. Когда по одному твиту писателя на улицу выходит больше двадцати тысяч человек, это уже говорит о многом.
- Какой способ решения конфликтов с автомобилистами может предложить оппозиция? Есть ли возможность организовывать толпу, чтобы она не выходила на проезжую часть?
Дмитрий Быков: Какие конфликты с автомобилистами? Напротив многие приветствовали, бибикали. Ваша мудрость выказала бы себя более богатой, если бы вы спросили об этом очевидцев. Я не видел такого. Когда такие конфликты будут, мы с вами примерно об этом и будем говорить. Мы, безусловно, сделаем все, чтобы их предотвратить.
Дмитрий Гудков: Никто из автомобилистов не предъявлял нам претензии – это все государственная пропаганда. Наоборот, сигналили в поддержку. Мы только просим не сигналить в ночное время, чтобы не будить людей.
- Неужели лагерь в Чистых прудах просуществует до следующего марша миллионов? Не лучше ли провести субботник и предложить людям заниматься агитацией на рабочих местах?
Дмитрий Быков: Мне кажется, в Санкт-Петербурге хватает проблем, над которыми вы бы могли задуматься с большей долей компетенции, потому что они находятся рядом с вами. Вы же не знаете, что происходит на Чистых прудах. Я, например, нахожусь сейчас не на Чистых прудах, а в редакции еженедельника «Собеседник». Если бы я находился на Чистых прудах, я бы смог дать вам исчерпывающий ответ. Вчера, когда я там был, я не видел ничего угрожающего безопасности.
Дмитрий Гудков: Если власти не разгонят лагерь на Чистых прудах, он спокойно просуществует до марша миллионов. Надо понимать, что там не одни и те же люди сидят, они постоянно меняются, поэтому у них остается время все остальное.
- У оппозиции облик узкой субкультурной прослойки.
Дмитрий Быков: Эта «узкая прослойка» растянулась вчера на все московские бульвары и насчитывала, по разным данным, от 20 до 80 тысяч человек. Это уже не узкая прослойка.
- Будет ли власть и впредь разрешать вам свободно гулять по Москве?
Дмитрий Быков: Не являясь человеком, обличенным властью, кроме власти редактора отдела, я не могу прогнозировать действия власти. Как гражданин я считаю, что власть должна выполнять свои конституционные обязанности.
Призыв выйти на «контрольную прогулку» разместил в своем персональном блоге Борис Акунин. «Цель эксперимента – установить: можно ли все-таки москвичам свободно гулять по собственному городу или нужно получать какой-то специальный пропуск?» - пояснил писатель в своем обращении.