Глава ЦИК Владимир Чуров и Олег Шеин провели романтическую ночь в кинозале: всю ночь бородатый волшебник и оппозиционный кандидат в астраханские мэры смотрели видеозаписи с избирательных участков. 42 видео уже проверено, осталось еще 160. Кажется, затея обречена на провал: все знают, что Чуров видит лишь то, что сам хочет. Но с другой стороны, Шеин может праздновать победу, хотя бы репутационную: фактически Владимир Чуров впервые в жизни встретился с недовольными. Нужно было голодать месяц, чтобы тебя заметили. Однопартиец Шеина и видный думский политик Геннадий Гудков уверен, что это только начало.
Я смотрел далеко не все видеозаписи, но из того, что я видел, вывод простой: сомнений в криминальности астраханских выборов - нет. Причем многие фальсификации были элементарно связаны с президентскими выборами, чтобы не дай Бог не опустить процент. Пример, один из многих: в Ленинском районе Астрахани председатели участковых комиссий заходили в заветную комнату администрации и сверяли там данные. Именно поэтому оттуда дважды вышвыривали депутата Крутова. Прокуратура и МВД молчали, не вмешивались. Прокурор сказал: "Обращайтесь в установленном порядке, ваше обращение рассмотрят в течение 30 дней". Тот самый прокурор, который позже заявляет, что нарушений не обнаружено. Совести бы ему немного. Нормальной, мужской совести. Звонит ему депутат, а он — "откуда я знаю, что вы депутат". Вот реакция наших законников. Надо немедленно ставить прокуратуру на контроль оппозиции, чтобы она подчинялась парламентскому меньшинству и прекратила обслуживать власть.
На выборах сейчас одна надежда: независимые наблюдатели. Почему с ними идет такая война? Почему от них все загораживают и не дают убедиться, за кого проставлены галочки? Очевидно. Партия направляет в избирательную комиссию своего члена лишь раз в четыре года. И естественно, по нему тут же начинается активная работа. Где-то давят, где-то покупают. И это плюс к тому, что по закону избирательная комиссия на 50% формируется властью. Независимые наблюдатели оказываются куда более раздражающим элементом, нежели члены комиссии от партий. В Астрахани из 202 участков физически вышвырнули 50 независимых. А в еще полусотне вынесли последнее предупреждение. Да что там говорить, в свое время я лично принимал участие в астраханских выборах и знаю, как грубо, жестко и бесцеремонно они там проводятся.
Но не все так плохо. Я ранее говорил, что Москва разбудила провинцию. Теперь провинция разбудит всю Россию. Уже разбудила. Сегодня, после астраханских событий, стало совершенно очевидно, что процесс пойдет вглубь и вширь. У людей возникает сомнение — да что там сомнение, настоящая уверенность в нелегитимности российской власти. Дума в глазах общества никогда уже не будет легитимной, все понимают, что значительная часть мандатов просто украдена в результате наглых фальсификаций, прикрытых Чуровым. Дума потеряла свой и так-то невеликий авторитет. Процесс пошел дальше, и вот уже возникает сомнение во власти мэров, власти президента. И этот процесс станет необратим, если только власть не начнет предпринимать адекватные действия. Настоящую демократическую реформу, а не то, что за нее выдается — чушь и нелепые маневры.
Но маневры не помогут, когда закончится политика и начнется экономика. Рост цен, проблемы пенсионного фонда, заметное снижение цены на нефть — я думаю, что впереди, на этом фоне, Россию ждет новая волна протестов. И будет уже не так важно, чем дело закончится именно в Астрахани.
Я не знаю, что будет, если Шеин проиграет. Я не привык рассуждать в сослагательном наклонении. Я знаю одно: Шеин прав. Только перевыборы. Сдаваться нельзя.
Во вторник, 17 апреля, справоросс Олег Шеин заявил, что не исключает, что в случае