"Мой Район" выбрал 13 участков, которые особенно отличились на выборах президента в Петербурге 4 марта.
Детектив с погоней: УИК № 427 (ул. Фаворского, 16), председатель Павел Алексеевич
«Подсчет происходил так: Соловьев поднимал из кучи бюллетень и показывал его в угол, где его не видели ни веб-камера, ни члены комиссии», — рассказывает Антонина Елисеева, член УИК. На слух она подсчитала: Путин — 810 голосов. Составили протокол, Соловьев его унес. Вернулся, отдал копии. Одна из наблюдательниц увидела: там за Путина 1418 голосов.
«Мы закричали и не дали ему сбежать. Вызвали полицию. Соловьев стал изображать, что ему плохо — сидел в ступоре и дрожал. Полиция сказала, что надо всем ехать в ТИК. Выйдя, мы увидели несколько крепких парней. Полиция с председателем унеслись вперед, а парни поехали за нами. На Полюстровском пытались заблокировать. В ТИК № 17 нас не пустили».
За 5 дней вокруг света: УИК № 1341 (ул. Красного Курсанта, 5), председатель Елена Анатольевна Чиканчи
Михаил Вишневский работал членом УИК № 1340 от «Яблока», он стал свидетелем ЧП на соседнем участке № 1341: «В школу зашел член комиссии, из переносной урны торчали бюллетени. Он зашел в кабинет к председателю комиссии, и они закрылись. Вызвали полицейского. Тот постучал в дверь, председатель сказала, что переодевается. Спустя минут 15 дверь открыли».
При помощи выносной урны на участке № 1341 проголосовали 486 человек (в помещении — 1203), для сравнения: на участке № 1340 — всего 10.
Человек явно воспользовался машиной времени: на каждого избирателя при голосовании на дому отводится в среднем 15 минут. Стало быть, на 485 человек — 7275 минут, или 121 час, или 5 дней.
Игра в прятки: УИК № 51 (Лермонтовский пр., 52), председатель Марина Алексеевна Дивульская
4 марта в 17.30 Николай Уренцев и Валерия Малахова приехали в УИК № 51 работать наблюдателями от СМИ. Сначала к их документам (пресс-карте, редакционному заданию) претензий не было, они появились после того, как журналисты заподозрили нарушения. По словам Николая, председатель отказалась регистрировать наблюдателей, в 18.10 ушла к себе в кабинет и закрылась там. В 19.00 они постучались в дверь председателя — ответа не последовало. «Примерно в 19.45 заместитель председателя созвонилась с председателем по телефону — та открыла дверь, зам проскользнула в кабинет, — вспоминает Николай. — Сразу после 20.00 председатель вышла с двумя копиями решения об удалении нас с участка».
Свой, чужой и средний: ТИК № 12 (ул. Савушкина, 83), председатель Екатерина Владимировна Волхонская
Наблюдатели из Приморского района добыли интересный документ из ТИК № 12. В нем на 14 страницах указаны номера 32 участков, от № 1408 до № 1440, с фамилиями наблюдателей, напротив которых проставлены отметки: «свой», «чужой» и «средний». Из этой бумаги следовало, что наблюдатель ЛДПР — почти всегда «свой».
«Ребята хорошо подготовились. Даже бланк решения комиссии об отстранении члена УИК у них был заготовлен заранее. Оставалось только вписать основание для удаления», — рассказал наблюдатель Василий Дьяченко.
История одной жалобы
- ТИК № 1, председатель Ольга Дмитриевна Нечаева
- УИК № 34, председатель Татьяна Яковлевна Созинова
«Я был направлен штабом Прохорова в УИК № 34, — рассказывает Виктор. — В этот же УИК пришел член комиссии и наблюдатель от штаба Миронова. Нам всем было отказано в регистрации на участке, у нас не принимали жалобы. В 8.15 мы вызвали полицейских, нас отвезли в ТИК № 1.
Там мы написали общую жалобу на два листа. Отказ. Коридор ТИКа заполнился людьми, которые тоже жаловались. Всем отказывали. Тогда мы написали жалобу со словами «Вам не стыдно?». Хотели так выразить отношение к происходящему. Но жалобу приняли, ответили: вопрос не относится к компетенции ТИКа. Наверное, оценили юмор».
Проиграл, выиграл: УИКи № 1387, 1386, 1363 и 1376, Петергоф
В Академгородке Петергофа граждане имеют свое собственное «академическое» мнение: на участке № 1387 Путин набрал 25,74%, Прохоров — 46,63%. Участок расположен на закрытой территории общежитий СПбГУ. Участки, где Путин не победил, есть и в городе — так, на участке № 1862 победил Зюганов, а на участке № 124 (Морская набережная, 15, корпус 2) — Прохоров. Всего таких участков около 10.
Удивительно, но в том же Петродворцовом районе два УИКа показали результаты, сравнимые с чеченскими. УИКи № 1363 и № 1376 расположены в психоневрологических интернатах № 2 и № 3. Они выдали: за Прохорова — 8% и 1,72%, за Путина — 87,33% и 78,35%.
+400: УИК № 806 (пр. Энтузиастов, 46, к. 3), председатель Татьяна Николаевна Фомина
«Председатель УИК № 806 отдала мне копию протокола около 4 часов ночи — конечно, заверенную неправильно, но по-другому она уже отказалась и жалобы не брала. Сил ехать в ТИК у нас не было. 5 марта я вижу на сайте избиркома совсем другие данные», — рассказывает Георгий Зябкин, внештатный корреспондент газеты «Мой район».
Согласно копии протокола, представленной Зябкиным, Жириновский набрал на этом участке 52 голоса (по данным горизбиркома — 60), Зюганов — 187 (113), Миронов — 89 (102), Прохоров — 230 (127), Путин — 621 (1044).
Надули: УИК № 706 (Пискаревский пр., 13,), председатель Иван Андреевич Васильев
Член комиссии с правом совещательного голоса сообщил, что на этом участке надули гелием воздушные шары и поместили их прямо перед камерами. По данным ассоциации «Наблюдатели Петербурга», когда председателя попросили убрать шары, он отказался. В итоге шары член УИКа с ПСГ подвинула сама. Путин на этом участке набрал 56,94% голосов, Прохоров — 16,44%, Зюганов — 14,19%.
Зуб за копию протокола: УИК № 555 (Ленинский пр., 110, к. 3), председатель Александр Александрович Болвачев
Ольга Конкина работала наблюдателем от штаба Прохорова. «Бюллетени посчитали, озвучили цифры, но не заполнили увеличенный протокол, не выдали копии. Сложили документы в мешок, и председатель, его зам и секретарь попытались выйти. Мы, несколько наблюдателей и членов комиссии, встали на их пути. Полицейский попытался освободить им дорогу, ударил меня по руке. Толкал, хватал за руки и в процессе ударил в челюсть. У меня откололся зуб.
Глава УИК выбежал, я побежала за ним, а остальные пытались задержать заместителя, у которого был мешок с бюллетенями. Они покинули участок, а я поехала в травмопункт, подала заявление в полицию и прокуратуру».
Цифра: 1100 жалоб было подано наблюдателями и членами УИКов в разные инстанции СПб.