В Петербургском метрополитене стартовало тестирование новой системы оплаты проезда через мобильный телефон.
Начало коммерческой эксплуатации проекта намечено на конец текущего года. В петербурге метрополитен работает над этим проектом с «Мегафоном».
Одновременно стартовало тестирование подобной системы и в Москве. Только там сервис будет доступен лишь только для абонентов МТС.
Оба оператора используют одну технологию - высокочастотную связь малого радиуса действия - NearFieldCommunication (NFC).
Однако одного мобильника тут недостаточно. Чтобы оплатить поездку и пройти через турникет нужно будет приобрести дополнительное оборудование в офисе оператора или кассе метрополитена.
В случае с «Мегафоном» – это стикер, наклеивающийся на мобильный телефон. МТС в Москве предлагает покупать новые симкарты со встроенным устройством.
В Петербурге
В ближайшее время оплатить проезд в петербургском метро через мобильный телефон смогут только абоненты «МегаФона», который выступил инициатором проекта в Северной столице. Система NearFieldCommunication (NFC) обеспечивает обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии 10 сантиметров.
Любой желающий сможет приобрести у сотового оператора специальный стикер со встроенным чипом. Этот стикер крепится на заднюю панель мобильного телефона и служит своего рода аналогом проездных карточек. Приложив его к турникету, обладатель стикера попадает в метро.
Пополнить количество поездок абонент сможет на средства своего мобильного счета, отправив SMS на короткий номер. По словам руководства ОАО «МегаФон», подключение к услуге будет стоить 150 рублей. Стикер с чипом будет предоставляться пользователю бесплатно. Абонентская плата сниматься не будет.
Технология сейчас отрабатывается в Петербурге. Судя по всему, работы еще много. К примеру во время сегодняшней презентации не все участники тестовой группы смогли пройти через турникет при помощи мобильного телефона с первого раза. Как отметил начальник отдела по новым технологиям Северо-Западного филиала «МегаФона» Роман Рудаков, цель текущего тестирования, которое продлится до конца текущего года, «довести эту технологию до совершенства».
В Москве
В Москве тестирование подобного проекта осуществляется сотовым оператором МТС. Проект также основан на технологии NFC. Только для получения доступа в столичный метрополитен абонентам МТС нужно будет заменить обычную SIM-карту на новую со специальным приложением и приобрести внутреннюю антенну для своего мобильного телефона.
Для пользования новым сервисом абоненту будет достаточно поднести телефон к считывающему устройству турникета на расстояние 10 сантиметров.
«МТС уже запустила в тестирование решения по оплате проезда в московском метрополитене с помощью мобильного телефона с чипом NFC (near field communication). Специальные SIM-карты, поддерживающие сервис, распространены среди сотрудников Метрополитена. На эти сим-карты загружено платежное приложение и билеты. МТС планирует запуск в коммерцию в январе - в феврале 2010 г. Мы рассчитываем, что за год работы услуги ее постоянными пользователи станут несколько сотен тысяч абонентов-пассажиров московского метро. Участие МТС в подобном проекте в Петербурге обсуждается», - сообщила корреспонденту MR7 Юлия Неменова, специалист по связям с общественностью ОАО "МТС" "Северо-Запад".
МТС планирует установить в Метроплитене специальные точки, где абоненты смогут приобрести антенну для мобильного и настроить на аппарате функцию оплаты поездки в метро. Также абоненты смогут в этих точках заменить SIM-карту МТС на новую со специальным приложением, позволяющим пользоваться сервисом оплаты услуг проезда с мобильного счета, или приобрести новую SIM-карту.
Для оплаты поездки в метро абоненту будет достаточно поднести телефон к считывающему устройству турникета.
По мнению организаторов петербургского и московского проектов, новый вид оплаты проезда в метрополитене позволит значительно сократить очереди в кассах и сэкономит время пассажиров.
Метрополтен
Юлия Шавель, пресс-секретарь Петербургского метрополитена говорит, что в Петербурге первым реализовать этот проект предложил "Мегафон": "Турникеты в метро от этого не поменяются, и Метрополитен здесь никаких дополнительных расходов не имеет. Главные достоинтва этого проекта - быстрота, мобильность и отсутствие очередей в кассах".
На вопрос, смогут ли абоненты других операторов воспользоваться системой, Юлия Щавель отвечает, что пока такой возможности нет: "Но мы рассматриваем предложения от других операторов мобильной связи".
Новая система оплаты будет запущена на всех станциях метро.
Справка:
Near Field Communication (NFC) – «ближняя связь», работающая на частоте 13,56 Мгц на расстоянии до 10 см. Технология опирается на использование специальных чипов (в т.ч. в SIM-картах) в коммуникационных устройствах. Распространенный на Западе вариант использования технологии NFC – в мобильном телефоне для управления платежами. Услуги и покупки можно оплачивать, поднеся NFC-телефон к NFC-сканеру. Скорость связи составляет 212 Кбит/с. Технология была принята как стандарт в 2003 году.
Где уже платят с помощью мобильных телефонов:
В городе Плзень (Чехия) местный оператор предоставив своим абонентам возможность расплачиваться с помощью мобильных телефонов за проезд на автобусе и за покупки в некоторых местных магазинах в 2009 году.
В мае 2010 году система тестируется во французской Ницце тремя национальными мобильными операторами.
Телефоны используются для оплаты проезда в метро также в США и Германии.
В Японии технология NFC используется в разных отраслях с 2007 года. Мобильные платежи принимает ряд японских кафе и ресторанов. Среди них - McDonald’s.