Истории

Выжившие заложники «Норд-Оста» рассказывают про «безвредный газ»

Восьмой год подряд жертвы трагедии, выжившие, родные погибших и простые москвичи приходят в этот день 26 октября на ступени театрального центра на Дубровке, чтобы вспомнить события октября 2002 года.

«Памятные мероприятия начались в десять утра», - рассказала «Эхо Москвы» сопредседатель общественной организации «Норд-Ост» Татьяна Карпова.

Памятная акция завершится церковной панихидой, которая также пройдет на площади перед театральным центром. Затем состоится возложение венков к мемориальной доске с именами погибших.

Восемь лет назад в этот день силовики начали спецоперацию по освобождению заложников, третий день удерживаемых террористами внутри театра. В зал, где находилось почти тысяча заложников, пустили специальный газ. По официальным данным погибли 130 человек, в том числе 10 детей.

Сопредседатель Региональной общественной организации «Норд-Ост» Татьяна Карпова, ее муж Сергей и сын Николай рассказали СМИ о неизвестных подробностях спецоперации. Семья Карповых потеряла в том теракте сына и брата.

Бывшие заложники глохнут и слепнут

Татьяна Карпова рассказала, что несмотря на уверения властей о том, что при штурме был применен «безвредный газ», спустя 8 лет люди вынуждены постоянно лечить обострившиеся хронические или полученные заболевания, некоторые бывшие заложники оглохли, у них сильно упало зрение, есть проблемы с психикой, а одна из женщин родила ребенка-инвалида, пишет Newsru.com.

Последние четыре года помощь пострадавшим в теракте оказывала только мэрия Москвы – в установке памятной доски, с поиском врачей и летним отдыхом для детей, родители которых погибли при штурме, - пишут «Новые известия». Федеральное правительство никакой помощи не оказывает.

У многих - болезни связаны с мозгом

Муж Татьяны Карповой Сергей рассказал «Московскому комсомольцу», что практически все болезни, которыми сейчас страдают бывшие заложники, связаны с мозгом - у людей нарушилось кровообращение и функции дыхания. По данным отца погибшего заложника, 12 человек полностью оглохли, у многих сильно упало зрение, некоторые потеряли память.
Практически у всех серьезное нарушение функций почек, печени, пищеварения.

Одна из заложниц была беременна в момент нападения террористов. Она родила ребенка-инвалида – у него ДЦП и другие тяжелые заболевания.

Формулу газа не раскрывают

Сергей Карпов также отметил в интервью «МК», что до сих пор формула газа, который пустили в Театральный центр, неизвестна. Правительство голословно утверждает, что газ был безвредным.

Бывшие заложники и члены их семей до сих пор считают, что штурм был необоснован, можно было избежать такого количества жертв, если бы была продумана грамотная эвакуация и медицинская помощь заложникам.

Врачи не знали, как помочь заложникам

«Когда после штурма в Театральный центр вошли спецслужбы и медики, то они увидели полный зал покойников. Люди сидели-лежали без сознания, все были синего цвета. Врачи пребывали в растерянности. Ведь их предупредили, что на Дубровке будут раненые с минновзрывными травмами, ампутациями, огнестрельными ранениями. Про газ им не сказали ни слова», - говорит отец погибшего Александра.

Возникшая суматоха и стала причиной смерти некоторых заложников.

58 человек скончались в автобусах и больницах

Кроме того, не была организована должным образом транспортировка заложников. Людей выносили и укладывали на спину. В автобусы заложников сажали, запрокинув голову назад. Люди захлебывались рвотной массой и умирали.


По данным материалов следствия, проведенного родными заложников, 58 человек скончались в автобусах и больницах.
Не было продумано и то, куда везти людей.

По словам Сергея Карпова, у 60% погибших в экспертизе написано, что следов оказания медицинской помощи не обнаружено.

Как говорит отец погибшего заложника, инициативной группе до сих пор не дали ознакомиться со всеми материалами уголовного дела, доступными оказались только медицинские экспертизы. Причина смерти у всех жертв - гиподинамия, обезвоживание организма, хронические заболевания. О газе – ни слова.
 

share
print