Почему люди хотят помогать другим и как находят для этого силы и время.
Несколько лет назад добровольцев представляли не иначе как супергероями с развевающимися плащами. Этот образ был чуть ли не на каждом плакате благотворительной организации, которая искала помощников среди пассажиров метро или случайных прохожих. Фонд AdVita больше 20 лет поддерживает людей с онкологическими заболеваниями. Одними из первых там заявили, что «волонтёр — такой же человек, просто счастливый». Идея, что любая помощь важна, а желание помогать — не сверхсила, а нормальная потребность, откликнулась петербуржцам. Сегодня в базе AdVita числится больше 1 500 добровольцев. Во всероссийский День волонтёра, который отмечается 5 декабря, MR7 рассказывает истории двух из них.
«Создавая иллюстрации, я думала, что делаю нечто ценное для мамы, ведь тогда уже ничем не могла ей помочь»
Анна Леонова, волонтёр-иллюстратор:
— Примерно три года назад мне написали из волонтёрской службы фонда AdVita и предложили рисовать для них. Я очень обрадовалась. При своём образе жизни и роде деятельности переживаю, что недостаточно помогаю людям и миру. Иногда возникает сомнение в ценности моей профессии. Я просто рисую картинки. Они никого не спасут ни от боли, ни от холода, ни от голода. Когда же я работаю с благотворительными ресурсами, то и мои картинки начинают действовать именно в том направлении, в котором мне бы хотелось.
Фото: Анна Леонова
Анна Леонова
Обычно я иллюстрирую книги. В нашей стране почему-то принято считать текст очень важным, а картинки — побочными, необязательными элементами. Это не так, ведь наш глаз намного быстрее цепляется за изображение. Они создают ритм и настроение чтения. Рисунок на начальном этапе вызывает больше эмпатии, чем буквы, с которыми человек ещё не успел познакомиться. И я счастлива, когда мои иллюстрации приглашают читателя к личным и человечным текстам, которые пишут подопечные фонда.
Мне кажется, что сегодня быть волонтёром — это хороший тон. Особенно ценно для меня, что в работе с AdVita складывается личный контакт с людьми и создаётся такая атмосфера, в которой ты можешь оставаться собой и оставаться честным.
Тебя понимают и принимают не только, когда речь о забавных или абсурдных историях. В то время, когда я начала работать, у моей мамы был рак. И, создавая иллюстрации для AdVita, я думала, что делаю нечто ценное и для мамы, ведь тогда уже ничем не могла ей помочь. Когда год назад мамы не стало, мне пришлось сделать перерыв в работе с фондом. Я была в глубокой депрессии. Вернуться к волонтёрству получилось в момент, когда состояние начало выравниваться.
Я очень рада, что после нескольких моих отказов AdVita написала снова. Помощь фонду стала для меня даже чем-то вроде терапии. Тексты, к которым я рисовала, несмотря на боль и страдания автора, всё-таки всегда были с хорошим концом. В этих историях был весь спектр эмоций, которые проживает не только человек, который болеет, но и его близкие, которые переживала и я: от отчаяния до надежды.
«Я начала понемногу подключаться к тому, что так важно для дочери»
Алла Богачёва, автоволонтёр:
— О фонде я знаю довольно давно, потому что почти пять лет в AdVita работает волонтёром моя дочь Женя. До этого мы вместе были донорами крови, я сдавала еще со студенческих времён.
Когда Женя только рассказала нам с мужем, что решила заняться благотворительностью, я была очень горда и даже сказала супругу: «Как здорово, что Женюшка в 22 года находит время на помощь, не боится быть рядом с болью и смертью, чувствует душой, что это необходимо».
Евгения Богачёва на фотоакции в пиджаке С. Довлатова в «День Д»
Поскольку у нас доверительные отношения, Женечка много рассказывала об акциях, о людях, которых она встречала, с которыми хочется общаться и на которых даже равняться. Они отличаются от тех, кто работает в коммерции. Это действительно так, ведь я сама долгое время работаю в бизнесе и возглавляю фирму. Мы производим технику для печати.
Я начала понемногу подключаться к тому, что так важно для Жени. Года два мы вместе делали печенья и коробочки для пожертвований на новогоднюю ярмарку. Мне и самой хотелось оказаться в сфере менее жёсткой и жестокой, где действия имеют более человеческое и гуманное значение. Долго собиралась, но вот решилась и пришла на ознакомительную встречу в октябре. Пока выполняю небольшие задачи как автоволонтёр. Обычно вожу подгузники, необходимые предметы гигиены.
Из моей пока недолгой работы запомнился случай, когда я для паллиативной службы забирала вещи и инвалидную коляску подопечного фонда, который ушёл из жизни. Женя тоже продолжает помогать с перевозками. У неё был непростой, более сильный и страшный эпизод. Женя отвозила в Нижний Новгород семью трёхлетней девочки с онкологическим заболеванием. Девочка была очень слабенькая, и дочка согласилась помочь, хотя тогда ещё недолго водила машину. Спустя какое-то время Женя рассказала, что родители той девочки пригласили её на похороны.
Несмотря на то, что такие ситуации случаются, у меня не было опасений относительно психологического состояния дочери. Она сильный и самостоятельный человек. Такие истории не испугали и меня, напротив, больше укрепили в решении стать волонтёром.
Нельзя делать вид, что в мире нет смерти, нет болезней взрослых и детей. Когда мы это принимаем, особенно в молодом возрасте, у нас самих появляется больше времени на то, чтобы ценить семью, близких, возможность работать по профессии и другие вещи, которые обычно мы воспринимаем как должное.
Очень хочу работать в больничном проекте. Для этого нужно пройти специальное обучение. К сожалению, из-за ковида сделать это получится только весной. Я уже записалась. В перспективе ещё интересно вести литературный клуб, ведь по образованию я филолог. Не так давно у AdVita появился киноклуб. В фонде говорят, что одна из основных целей таких площадок — отвлечь людей от болезни, напомнить, что жизнь состоит не только из лечения. Если удастся сделать так, чтобы болезнь в сознании человека отступала на второй план хотя бы на полтора часа — работа уже удалась. Мне это близко и понятно.
Несмотря на то, что задач по основной работе и правда много, быть руководителем непросто, мне не трудно находить время и силы на волонтёрство. Говорят, чем больше дел, тем больше мы успеваем. Тем более, если это хорошие дела. Волонтёрство даёт мне дополнительную подзарядку, а не отнимает энергию.
Чем занимаются волонтёры?
Руководитель волонтёрской службы фонда AdVita Анна Горбунова:
— Мы невероятно ценим то, что люди готовы посвящать свое время и внимание проблемам наших подопечных. Без волонтёров работа фонда просто не была бы возможна.
Волонтёры помогают проводить онлайн-занятия с подопечными, встречают наших иногородних подопечных в «Пулково» и на вокзалах, помогают добраться в клиники на процедуры, инкассируют ящики для пожертвований, установленные в разных частях города, дежурят по выходным в НИИ им. Р. М. Горбачевой — помогают передавать вещи и продукты для пациентов, поскольку сотрудников клиники не хватает на такие задачи. Все задачи перечислить невозможно. Часто нам требуется профессиональная помощь юристов, художников, дизайнеров, авторов текстов, переводчиков и так далее.
AdVita — это место, где можно реализовать свои умения. Для нас важно, чтобы те, кто приходит в фонд волонтёрить, могли раскрыть себя. Поэтому мы предлагаем ребятам самим придумывать темы занятий и личные проекты. Во время пандемии мы перешли на онлайн-формат, который открыл новые возможности: теперь стать частью волонтёрской команды можно вне зависимости от того, где ты живёшь.
Конечно, мы заботимся о психологическом комфорте наших волонтёров. Те, кто хочет общаться с подопечными, проходят собеседование и дополнительную подготовку. Это делается для того, чтобы человек сам понял, готов ли он к этому и с чем можно столкнуться. Кроме того, мы регулярно проводим супервизии с психологами, чтобы разбирать сложные случаи.
У фонда AdVita шесть программ. На сайте фонда о каждой из программ можно получить подробную информацию, а также ответы на вопросы. Если что-то будет не очень понятно или вы решитесь прийти на ознакомительную встречу, пишите на электронную почту: volunteers.advita@gmail.com.
Ознакомительные встречи фонд сейчас проводит раз в месяц.