Истории

Есть ли будущее у электромобиля?

Как ни крутите, а в нашей стране любят большие, симпатичные и динамичные автомобили. На электромобиль, пусть он совершенный и не кушает бензина, вообще не посмотрят, так как в массовом сознании россиянина укоренилась мысль о том, что это дорого и совсем не для наших условий. А теперь давайте попробуем разобраться, почему так случилось.

«Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны», — говорил вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. И ведь добился своего, сделал так, что «лампочка Ильича» навсегда осталась в памяти советского человека.

Похоже, что по подобному принципу должны действовать и производители электромобилей, которым в данный момент не хватает ударных лозунгов и железной хватки, чтобы продвинуть свои транспортные средства на консервативном российском рынке.

Вот смотрите. Не станете же вы в здравом уме и трезвой памяти покупать себе электромобиль почти за 2 млн с копейками рублей.

«Я лучше большой седан и кроссовер куплю, чем это», — заявит вам практически любой россиянин, который не подвинулся на теме экологии и современных технологий.

И действительно, зачем покупать то, что находится в зачаточном состоянии. Да, в Норвегии или Японии электромобили пользуются популярностью. Цены на бензин в этих странах кусаются так, словно мошкара в тайге, да и заправки для электромобилей там обыденность, а не диковинка, как в нашей стране.

На начало 2019 года в России, по данным «Автостата», эксплуатировалось порядка 3,6 тысяч автомобилей (микроскопическая цифра). Из них около 80% приходится на модель Nissan Leaf, за ней следуют Mitsubishi i-MiEV, Tesla Model S и Model X, а также Lada Ellada (да, такая действительно существует. — Прим. ред.).

Больше всего электромобили любят в Приморском крае (сказывается близость Японии), Москве и Петербурге. В остальных регионах страны, можно сказать грубо, про такой тип транспортных средств даже не слышали.

И здесь потенциальному покупателю такого вида машин могла бы помочь государственная поддержка, программа, благодаря которой покупка электромобилей стала бы экономически обоснованной.

За примером далеко ходить не надо. Возьмите Китай, где местные власти захотели улучшить экологическую обстановку. Начали с того, что субсидировали покупку таких машин, обеспечивая им конкурентную цену на общем авторынке.

Результат не заставил себя ждать — по данным на 2019 год, более 2 млн китайцев пересели на электромобили. Как с этим обстоят дела в России, лучше тактично умолчать.

Похожая ситуация с транспортным налогом. В нашем правительстве неоднократно поднимался вопрос его отмены для электромобилей, однако как только разговор зашел о реальных делах, в Думе заявили, что ставки налога могут регулироваться местными властями в регионах, оставив право отменить налог за ними.

Региональные чиновники в свою очередь решили не учитывать мнение владельцев электромобилей в связи с их немногочисленностью, в результате чего владельцы экологически чистых машин платят налог на общих основаниях. Из-за этого москвичи, владеющие Tesla Model S, в зависимости от мощности машины ежегодно платят от 45 до 115 тыс. рублей.

В итоге ребус складывается следующим образом. Государство совсем не хочет внедрять в стране электромобили. Россияне же не хотят их покупать из-за высокой цены, небольшого количества электрозаправочных станций, сложного ремонта и проблем с батареями, из-за которых нельзя отправиться в путешествие длиной более чем 400 километров.

Поэтому производителям электромобилей, как мы уже писали выше, стоит воспользоваться громким лозунгом Ленина или тихо уйти с рынка, чтобы россиянин никогда более не заглядывался на красивую и технологичную «Теслу», оставив в своих фантазиях автомобиль, который будет побольше, посимпатичнее и подинамичнее.

share
print