С 2005 года в Петербурге бездомных собак за счет бюджетных средств отлавливают, стерилизуют, чипируют, прививают от бешенства и отпускают — примерно около двух с половиной тысяч животных ежегодно. Но вот жительница поселка Металлострой Светлана Антонова подала административный иск к Управлению ветеринарии — активистка против того, чтобы собак отпускали, потому что это нарушает ее право на благополучную жизнь.
Выпускают собак в Петербурге согласно принятой городским правительством 13 лет назад Концепции по гуманному отношению к безнадзорным животным. Этим документом и тем, как он работает, чиновники Управления ветеринарии и сами зоозащитники всегда гордились. Даже перед чемпионатом мира по футболу рассказывали о нем в других регионах — там, где собак принялись безжалостно отлавливать и убивать.
Правда, в свое время принятие документа далось нелегко: зоозащитники долго боролись, чтобы бездомных собак в Петербурге не отстреливали, не умерщвляли мучительно дитилином. В городе тогда было много собачьих стай, теперь столько бездомных псов просто не встретишь — стерилизация и вакцинация дают свои плоды.
Бездомный пес на работу не устроится
Тем не менее, иск подан. И состоялось уже второе судебное заседание. Ответчика — городское правительство — представляли два юриста Смольного, интересы истца — адвокат Андрей Пыжиков. Народу в зале было немало — пришли группы поддержки обеих сторон, судья Андрей Белоногий даже не скрыл удивления.
Городскую власть поддерживали зоозащитники — представители целого ряда общественных организаций — благотворительного фонда «Друг», общественной организации «Выжить в голод и холод», фонда «Верность», фонда «Ленькин кот», волонтеры приютов. Следит за ситуацией врач эрмитажных кошек и руководителя Республики котов Анна Кондратьева.
«Животное бездомное не человек, оно ни устроиться на работу не может, ни решить вопрос с жильем, оно возвращается в среду обитания и нападает на людей», — аргументировал позицию истца адвокат Пыжиков, но не предоставил суду статистику нападений.
По итогам слушаний по существу судья принял решение суд отложить. Истец должен предоставить дополнительные доказательства — статистику нападения безнадзорных собак на людей в Петербурге. А ответчику надо будет доложить цифры за последние три года — сколько отловили и сколько выпустили собак, сколько приютов в городе, сколько, на какую сумму и на какие цели получают эти приюты субсидий из городского бюджета. Следующее заседание назначено на 9 октября.
Кому мешают бродячие собаки
Проблема в том, что Концепция эта правовым актом не является — нет у нас аналогичного федерального закона, то, что приняли в Петербурге — это, скорее, соглашение между обществом и властью, некий общественный договор. А средства выделяются в рамках городской программы благоустройства. Наряду с Концепцией действует старая, 1983 года инструкция по отлову бездомных животных, где ни о какой стерилизации, чипировании и вакцинировании речи нет. А федеральный закон неизвестно когда примут, хотя речь о нем идет уже почти два десятка лет.
Сейчас в Петербурге работают семь негосударственных приютов для животных, все они переполнены, существуют на пожертвования, а скромные субсидии от города покрывают лишь содержание помещений и оплату ЖКХ. Ряды бездомных собак и котов пополняют в подавляющем большинстве не родившиеся на улице, а выброшенные из квартир животные.
Андрей Пыжиков после заседания заявил, что истец не выступает против животных, а лишь за то, чтобы город построил приюты и не выпускал животных после стерилизации и чипирования. Но он не смог внятно ответить вопрос: что же делать с теми собаками, которых, если суд примет сторону истца, уже нельзя будет выпускать обратно, а приютов город так и не построит.
Пыжиков рассуждал в том духе, что собак можно разобрать по зоозащитникам, скинуться по 200 рублей на их питание, а еще их можно вывезти в область — вон сколько площадей пустует. В общем, все это простая демагогия.
Догхантеры против
Между тем истцу — Светлане Антоновой — по словам зоозащитников, близка идеология догханеров, в Сети даже есть петиция, подписанная более чем 79 тысячами человек — о том, чтобы было остановлено убийство догхантерами бездомных собак в Петербурге.
Там фигурирует и Антонова, а также утверждается, что именно она является администратором группы в соцсети, где обсуждается, кому мешают бродячие собаки и как от них избавиться, где собрались те, кто решительно против отлова и последующего выпуска собак в среду обитания.
Кстати, на странице группы присутствует запись о том, что «лед тронулся, и мы подали иск к запрету ОСВВ (отлова, стерилизации, вакцинации и выборочного возврата безнадзорных животных в среду обитания. — Ред.) в Петербурге».
Валерия Яшина, начальник отдела организации и контроля противоэпизоотических мероприятий Управления ветеринарии городского правительства, уверена, что к прежней жестокости умерщвления безнадзорных животных город уже не вернется: «Мы слишком много сделали, чтобы так быстро расстаться с результатами своей работы. В Петербурге нет бешенства, город благополучен по заразным болезням животных, у нас создана прослойка вакцинированных безнадзорных животных — от бешенства и других болезней». Яшина напоминает также, что если убрать животных из мест их обитания, на их место придут другие, собаки-мигранты из области, например. «Это же биоценоз», — говорит специалист.
Директор фонда помощи безнадзорным животным «Верность» Татьяна Титова заверяет, что агрессивную и опасную собаку не выпустят на улицу из приюта. Андрей Волков, председатель правления благотворительного фонда «Друг», член Общественного совета по вопросам обращения с животными при правительстве Петербурга, уверен, что если суд Смольный проиграет и пункт Концепции по возвращению животных в среду обитания будет отменен, то общество ждет дальнейшая моральная деградация:
«Будет плохо всем, более того, животные будут уничтожаться на улицах, причем этими же лицами, что сейчас пришли в группе поддержки Антоновой, у них будут развязаны руки и это станет вакханалией насилия».