Очередная порция российских эффективных менеджеров оказались под санкциями США. После предупреждения, что было оформлено осенью 2017 года, вычленена очередная порция получателей «красных карточек». Похоже, американцы услышали послание президента России, но по-своему. А вот авторы послания, похоже, не ожидали, что ответка полетит именно по такой траектории.
Неожиданным решение США назвать нельзя. Судя по тем интонациям, что присутствуют в мире, внешняя политика России является неприятной. Североамериканские штаты не очень любезно восприняли действия Владимира Путина как в Крыму, так и в Сирии, ну и главный раздражитель — это вмешательство в выборы президента США 2016 года.
И дело не только и даже не столько в том, что США хотят оставаться гегемоном на планете. Они, похоже, сначала были удивлены войне в Грузии, потом тот же Обама хоть и пытался «проглотить» Крым, но его «поперхнули» в конгрессе. Ну, а Трамп доделывает то, на что обижался в свое время российский истеблишмент. Число лампочек в подъездах стало сокращаться в геометрической прогрессии.
Апологеты Владимира Путина могут сколь угодно говорить о «вставании с колен», о том, что наши имперские амбиции могут и должны распространяться по всему миру, о многополярном мире. Но ребята, на минуточку, давайте посчитаем ВВП США и России и соотнесем цифры. Получится весьма нелицеприятная картина, увы. Вот мне, правда, хочется уважать свое правительство за то, что они поднимают, неважно с какой из пятых точек, свою страну, но им важнее «ботинок в ООН».
Ну и самое главное. Наши господа, что внутри Садового кольца, никак не поймут, что помимо адекватной внутренней политики, у нас нет и успехов во внешней политике. Ну что, нельзя было подумать, перед захватом Крыма, проанализировать последствия этого шага?
Примеров политической близорукости среди наших чиновников и депутатов предостаточно. То обижаются на непокорность Павла Дурова и грозятся закрыть Telegram, не зная, как это сделать. То постоянные бодания с Турцией и Ираном, с санкциями и их отменами. Сейчас в последнем случае говорится, что мы нынче «братья навек». Но поверьте, это ненадолго. Наконец, помните, как Госдума, стоя, аплодировала победе Трампа? Получите, распишитесь.
Превращаться в Северную Корею хотим — пожалуйста, правда, пардон, без меня. Да, там «проезжаются» по своему народу еще похлеще, но у режима Кимов нет таких имперских амбиций. Но я не хочу такой участи. И ракетами бряцать по аналогии не хочу. Неужели мы так сильны в экономике? А начинать надо было именно с нее, году так этак в 2003-м. Тогда и право на мировое влияние было бы уместней, и сыр бы мы ели нормальный.
Но Бог с ними, с ракетами. Пусть себе летают на мониторах, прикольно даже. Но что Кремль делает? В ответ на акт Магницкого отвечает законом подлецов. На расширение этого списка, лишают население нормального питания. К тому же лишают конкуренции рынок продуктов питания, отчего в магазинах взлетают цены.
Но как отреагируют на очередную порцию санкционистов в Кремле, действительно уже вопрос. Владимир Путин получил свои проценты электоральной поддержки. Как он отреагирует вместе с Лавровым ли, с Шойгу ли — уже вопрос. Захочет ли он и дальше нагнетать атмосферу «кулачной войны» с западом, захочет ли он перейти от слов к делу и начнет развертывать ракеты там, где их еще захотят поставить. Или по старинке, «бомбить Воронеж», т. е. бить по своим, чтобы чужие «боялись».
Но это то, что, как говорится, за скобками. США, продолжая свою санкционную политику, явно хочет через олигархов внушить Путину мысль: «Владимир Владимирович, остынь немножко». Каков будет результат — пока не ясно.
Или снова мы заговорим, что это вмешательство во внутренние дела России, или истеблишмент все же задумается и какой-то месседж главе государства передадут.
Впрочем, ситуация противная. Вот по мне: какая-то там Америка вводит против моей страны санкции, неужели мы сами не можем построить нормальную страну? Она, фактически, думает вместо меня, направляет вместо меня. Но меня, равно как и всех тех, кто голосовал за или против Путина на выборах в политической повестке попросту нет. Есть Кремль, и есть злобная Америка. Граждан России — нет.
«Российское правительство своими действиями обеспечивает несоразмерные доходы олигархов и правительственной элиты, — констатирует министр финансов Стивен Мнучин. — Российское правительство причастно к различным враждебным действиям по всему миру, в том числе: оно продолжает оккупацию Крыма и поддерживает насилие на востоке Украины, снабжает ресурсами и вооружением режим Асада, который бомбит население своей страны, пытается подорвать авторитет демократии в странах Запада, а также причастно к кибератакам. Российские олигархи и элита, получающие выгоду от этой коррумпированной системы, не избегнут последствий дестабилизирующей деятельности властей».
Они под санкциями:
Владимир Богданов, генеральный директор «Сургутнефтегаза». Попал под санкции в связи с ключевой ролью в энергетическом секторе российской экономики.
Олег Дерипаска, президент «Русала» и En+. Попал под санкции за то, что «действовал или утверждал, что действует в интересах высокопоставленного правительственного чиновника». Отмечается, что в отношении Дерипаски велось расследование об отмывании денег, его подозревали в угрозах конкурентам по бизнесу, нелегальной прослушке чиновников и участии в вымогательстве и рэкете. Упоминаются утверждения, согласно которым олигарх может быть причастен ко взяткам и заказному убийству, а также связан с российской организованной преступностью.
Сулейман Керимов, член Совета Федерации. Попал под санкции как российское официальное лицо. 20 ноября 2017 года Керимова задержали во Франции; его подозревают во ввозе в эту страну сотен миллионов евро в обход налоговых органов; 20 млн евро из них были перевезены наличными в чемоданах. Керимова обвиняют в уходе от налогов с недвижимости на сумму в 400 млн евро.
Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга. Попал под санкции в связи с ключевой ролью в энергетическом секторе экономики. Отмечается, что часть активов он получил от отца, попавшего под санкции еще в 2014 году.
Кирилл Шамалов, член совета директоров «Сибура». Попал под санкции в связи с ключевой ролью в энергетическом секторе российской экономики. В пресс-релизе Минфина США отмечается, что в 2013 году он «женился на дочери Путина Катерине Тихоновой, после чего его состояние значительно увеличилось».
Андрей Скоч, депутат Госдумы. Попал под санкции как российское официальное лицо. Отмечается, что Скоч имеет давние связи с российскими организованными преступными группами и возглавлял одно из подконтрольных им предприятий.
Виктор Вексельберг, основатель и председатель совета директоров группы компаний «Ренова». Попал под санкции в связи с ключевой ролью в энергетическом секторе российской экономики. Упоминается, что в 2016 году силовики провели обыски в офисах «Реновы» и задержали двух партнеров Вексельберга — совладельца группы Евгения Ольховика и руководителя энергохолдинга «Т-Плюс» Бориса Вайнзихера. Их обвинили в передаче взяток чиновникам, связанным с российским энергетическим сектором.
Компании, принадлежащие олигархам из списка или контролируемые ими
B-Finance Ltd. Попала под санкции за то, что принадлежит или подконтрольна, косвенно или напрямую, Олегу Дерипаске.
Basic Element Limited. Попала под санкции за то, что принадлежит или подконтрольна, косвенно или напрямую, Олегу Дерипаске. Зарегистрирована на острове Джерси. Basic Element Limited — управляющая компания для различных деловых интересов Дерипаски, также занимается частными инвестициями.
EN+ Group. Попала под санкции за то, что принадлежит или подконтрольна, косвенно или напрямую, Олегу Дерипаске, B-Finance Ltd.и Basic Element Limited. Компания зарегистрирована в Джерси и является одним из крупнейших в мире вертикально интегрированных производителей алюминия и электроэнергии.
«ЕвроСибЭнерго». Попала под санкции за то, что принадлежит или подконтрольна, косвенно или напрямую, Олегу Дерипаске и EN+ Group. «ЕвроСибЭнерго» — одна из крупнейших независимых энергетических компаний в России, которая управляет электростанциями по всей России и производит около 9% от всего объема электроэнергии в стране.
Объединенная компания «Русал». Попала под санкции за то, что принадлежит или подконтрольна, напрямую ли косвенно, EN+ Group. «Русал» зарегистрирован в Джерси и является одним из крупнейших в мире производителей алюминия. На ее долю приходится 7% мирового производства алюминия.
Корпорация «Русские машины». Попала под санкции за то, что ее напрямую или косвенно, контролирует Олег Дерипаска и его «Базовый элемент». Отмечается, что «Русские машины» были созданы для управления имущественными активами «Базового элемента».
«Группа ГАЗ». Попала под санкции за то, что ее напрямую или косвенно контролируют Олег Дерипаска и «Русские машины».
Агрохолдинг «Кубань». Попал под санкции за то, что его напрямую или не напрямую контролирует Олег Дерипаска и его Basic Element Limited.
ООО «Газпром бурение». Попало под санкции за то, что им владеет или управляет Игорь Ротенберг. «Газпром бурение» представляет услуги по разведке нефти и газа в России.
NPV Engineering Open Joint Stock Company. Попал под санкции за то, что им владеет или управляет Игорь Ротенберг. NPV Engineering («ЭнПиВи Инжиниринг») предоставляет менеджерские и консалтинговые услуги в России.
ООО «Ладога Менеджмент». Попало под санкции за то, что им владеет или управляет Кирилл Шамалов.
Группа компаний «Ренова». Попала под санкции за то, что им владеет или управляет Виктор Вексельберг.
Государственные компании
Рособоронэкспорт. Попал под санкции за оказание материальной, финансовой или технологической помощи правительству Сирии. Рособоронэкспорт занимается поставками вооружения за границу.
Банк «Российская финансовая корпорация». Попал под санкции как кредитное учреждение, принадлежащее Рособоронэкспорту.
Официальные лица
Андрей Акимов, председатель правления «Газпромбанка».
Михаил Фрадков, бывший директор Службы внешней разведки, руководитель Российского института стратегических исследований.
Сергей Фурсенко, член совета директоров «Газпром-Нефти».
Олег Говорун, начальник управления президента по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Осетией.
Алексей Дюмин, бывший заместитель министра обороны, губернатор Тульской области. Отмечается, что он причастен к присоединению Крыма к России.
Владимир Колокольцев, министр внутренних дел.
Константин Косачев, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации.
Андрей Костин, президент и председатель правления ВТБ-Банка.
Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома».
Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности.
Владислав Резник, депутат Госдумы от «Единой России», член Комитета по бюджету и налогам.
Евгений Школов, помощник президента России.
Александр Торшин, заместитель председателя Центробанка.
Владимир Устинов, бывший генеральный прокурор, полномочный представитель президента в Южном федеральном округе.
Тимур Валиулин, руководитель Главного управления по противодействию экстремизму МВД.
Александр Жаров, глава Роскомнадзора.