Истории

Петербургские депутаты обсудят «закон Дадина»

Совет фракций Заксобрания включил в проект повестки дня заседания петербургского парламента на 15 ноября законодательную инициативу, разработанную фракцией «Яблоко» — «закон Ильдара Дадина». Проект разработан, чтобы родственники осужденных к лишению свободы могли знать о перемещениях осужденного в рамках отбывания наказания.

Случай гражданского активиста Ильдара Дадина, обвинительный приговор которому отменён решением президиума Верховного суда России от 22 февраля 2017 года, показал, что в уголовно-исполнительном законодательстве присутствует ряд пробелов, позволяющих системе уголовного исполнения наказаний действовать произвольно, пренебрегая законным правом осужденного сообщать родственникам о месте отбывания наказания и о прибытии в это место.

Статья 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ гласит, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта России, в котором они проживали или были осуждены. Отбывание наказания в исправительных учреждениях на территории другого субъекта происходит в исключительных случаях (по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия).

Законопроектом предлагается получать обязательное согласие осужденного на отбывание наказания в исправительных учреждениях на территории другого субъекта. Также предлагается установить, что если по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида нет или невозможно разместить осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденный для отбывания наказания направляется в исправительные учреждения, расположенные на территории близлежащего субъекта РФ. Если и там отбыть наказание не получается, предлагается установить правило о направлении осужденных по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории других граничащих с ними субъектов России, в которых имеются условия для размещения.

Действующая редакция статьи 75 кодекса обязывает администрацию следственного изолятора сообщать одному из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания. Однако статья не устанавливает сроки такого информирования. Статья 81 кодекса обязывает администрацию исправительного учреждения, в которую переведен осужденный, уведомлять о переводе потерпевшего или его законного представителя, но не родственников осужденного. Законопроектом предлагается обязать администрацию следственного изолятора не позднее суток ставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Также законопроектом предлагается обязать федеральный орган уголовно-исполнительной системы, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, принявший решение о переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое, не позднее трех дней со дня принятия решения ставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для дальнейшего отбывания наказания.

Законопроект уточняет порядок того, как осужденный по прибытии в исправительное учреждение может совершить телефонный звонок, установив обязанность администрации исправительного учреждения не позднее трех дней со дня прибытия в исправительное учреждение предоставить возможность такого звонка по просьбе заключенного.

Законопроект предлагает определить предельные сроки перемещения осужденных к лишению свободы к месту отбывания наказания, а также из одного места отбывания наказания в другое. В уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует норма, ограничивающая сроки этапирования осужденных к месту отбывания наказания. Практика показывает, что такое перемещение может длиться довольно долго. В связи с этим законопроектом предлагается определить предельные сроки перемещения осужденных к лишению свободы к месту отбывания наказания, а также перемещения из одного места отбывания наказания в другое.

Представляется целесообразным установить предельный срок перемещения — семь суток, что соответствует длительности пути на поездах дальнего следования от Калининграда до Владивостока.

Законопроект также предлагает ограничить срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах семью сутками. Таким образом, общий срок перемещения осужденных к лишению свободы к месту отбывания наказания, а также перемещения из одного места отбывания наказания в другое, с учетом пребывания в транзитно-пересыльных пунктах, должен составлять не более 14 суток.

Напомним, Ильдар Дадин стал известен после того, как его первого в России осудили за неоднократное нарушение правил проведения митингов и пикетов (одиночных пикетов). Родственники и правозащитники с трудом узнавали о местонахождении Дадина во время этапа. Позже активист рассказал о пытках в колонии, где отбывал наказание.

share
print