Верующие и петербургские интеллигенты, каждый по-своему, боролись за Исаакиевский собор в воскресенье, 12 февраля 2017 года. И те и другие надеются на лучшее. Корреспонденты MR7.ru посмотрели, как власти взбудоражили городское общество.
Закон Божий
С самого утра в Исаакиевский собор на утреннюю воскресную службу тянулись верующие. Большинство подвозили на микроавтобусах. Туда и людей больше влезает и хоругви не будут топорщиться.
Утром в субботу, 11 февраля, стало известно, что из Санкт-Петербургской епархии по всем приходам, коих в городе около 250, был разослан циркуляр – обеспечить на воскресное богослужение и крестный ход в Исаакиевском соборе по 5 человек от прихода плюс один хоругвеносец «в золотом стихаре» (богослужебное облачение пономаря. – Прим. ред.).
По подсчетам корреспондента MR7.ru на выходе из храма, на службе присутствовало около 400 человек, столько же участников было и на крестном ходе. И тут первое удивление. Епархиальная пресс-служба рапортует: в крестном ходе участвовали 6 тыс. человек! Святые отцы в воскресный день переплюнули полицию времен протестов 2011-12 годов. Не иначе как в Александро-Невской лавре у кого-то начались видения. Найти столько людей в крестном ходе могли только крепко причастившиеся накануне батюшки.
Но людей было много. Обычно в Исаакий приходят десятки верующих. Тут были сотни. Не обошлось без курьезов. Спрашиваю: "Откуда приехали". Отвечают: «Красногвардейское благочиние». В год столетия революции это звучит особенно круто. Как примирила история гонимых и гонителей. И ничего.
Медиа-звездой этого утра стал Виталий Милонов. Было видно, как приятно ему внимание прессы. Теперь уже депутат Госдумы Милонов резко пропал из петербургских СМИ и, видимо, истосковался по вниманию прессы.
«Христиане выжили, несмотря на то, что предки Бориса Лазаревича Вишневского и Максима Львовича Резника (оба депутаты ЗакСа Петербурга. – Прим. ред.) варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям», - не подкачал православный христианин Милонов.
«Антигапоны, провокаторы», - неслось со ступеней Исаакия. Всласть наобщавшись с прессой, Милонов удалился вместе со свитой из муниципалов Красненькой речки (ред. депутатя из Красненькой речки открестились от участия в мероприятии и утверждают, что там никого из них не было, грешат на бывших депутатов) и депутата Законодательного собрания Алексея Цивилева.
«Лестно, конечно, думать, что я прямой потомок Нерона и Септимия Севера, но родители рассказывали мне иную версию моего происхождения.
И вообще, когда слышишь такие утверждения, все больше убеждаешься в верности эволюционной теории Дарвина - что человек произошел от обезьяны. Причем, обезьяны были разные - с разным объемом мозга», - так ответил на это Борис Вишнеский.
На ступеньках Исаакия остались два парня из «Красносельского благочиния». Они хотят не только передачи храма Русской православной церкви, но и введения обязательных уроков «Закона Божия» в школах, так как церковь – это главное, что связывает православных людей. Охранник собора выгоняет православных с плакатом со ступеней собора. Они смиренно уходят, свернув плакат.
Отметим, что самыми недоверчивыми участниками акции оказались казаки. «А у вас не еврейское СМИ?», - недоверчиво спросил у меня станичник. Что ему ответить – надеюсь, что нас одинаково читают люди всех национальностей. Дай-то Бог!
Все в сборе
Через час после окончания крестного хода на Исаакиевскую площадь пришли другие люди. На встречу их пригласили депутаты Законодательного собрания Борис Вишневский и Максим Резник. Участники схода 28 января – Оксана Дмитриева, Алексей Ковалев и Сергей Трохманенко отсутствовали. «Я в этой истории буду делать все от меня зависящее, чтобы сохранить Исаакий для наших детей», - сказал Борис Вишневский.
«Мы будем добиваться, чтобы в опросном листе референдума был пункт о вынесении парламентом недоверия Георгию Полтавченко», - сказал Максим Резник людям.
В это воскресение у петербуржцев осталось два депутата. Кто-то скажет, что этого мало, а вот Лев Шлосберг возразит – и один в поле воин.
Потом собравшиеся в сквере организованно переходили дорогу по знаку светофора – ближе к собору, замыкая его в кольцо. Один круг, второй, третий. С детьми и стариками, с Конституцией и синими лентами – символами небесной линии европейского города, которому снова навязывают областную судьбу.
Фотографировали, говоря, что встреча историческая – теперь и с депутатами встречаться нельзя – власть, убоявшись, и это запретила. Они не хотят разговаривать с нами, они боятся и запрещают, загоняя нас в Сеть, на кухни и в кафе.
Один НОДовец слишком активничал, раздавая свои листовки и приговаривая: «Мы предупреждаем, мы вас предупреждаем, вот как предупреждали этих на Майдане – что потом будем убивать». Его припугнули полицией, он стал бормотать свое «убивать» гораздо тише, но не затих и бубнил свое.
Интеллигенты, которые сначала встали тройным кольцом вокруг Исаакиевского собора, а потом обошли его несколько раз, держась за руки, после акции, мирно разошлись по кофейням –поговорить.
Что будет дальше, после этой последней свободной встречи, когда мы могли собираться, не нарушая закона?
Все говорят, что Петербург унизили – и историей с Публичной библиотекой, и терзанием Европейского университета, и той возней, которую подняли они вокруг Исаакиевского собора – не слыша ни горожан, ни профессионалов-музейщиков, ни директора Эрмитажа.
Петербург унизили «письмом ректоров», которое не вызывает никаких других чувств, кроме тошнотворного стыда.
Зачем? Зачем они это делают – стравливают людей, вкрадчиво предлагают подписать письмо в духе самых застойных лет, выгоняют с работы человека, не побоявшегося высказать им свое мнение публично? Раскалывая общество, унижая то, что мы называем «петербургской идентичностью»? По недомыслию, глупости, самоуверенности? И чего добиваются? Ответ на этот вопрос непременно ожидает нас в будущем. И не таком далеком.