С нового 2017 года частично осуществятся планы руководства Законодательного собрания Петербурга по слежке за журналистами парламентского пула. Спикер Заксобрания в любой момент сможет узнать, когда Мариинский дворец посетили и покинули журналисты.
С 1 января 2017 года вход в Мариинский дворец для журналистов будет осуществляться по белым пластиковым карточкам, магнитным именным ключам. С одной стороны, это упрощает процедуру. Раньше приходилось показывать охраннику в стеклянной будке ламинированное удостоверение, только после этого огонек турникета загорался зеленым светом. По средам, когда депутаты заседают, удостоверение просили передавать в будочку, чтобы посмотреть воочию.
Теперь достаточно будет приложить магнитный ключ, чтобы пройти в здание парламента. Однако беспристрастная машина обязательно запишет время и установит личность корреспондента. Примечательно это тем, что подобный контроль за прессой хотели установить еще в 2015 году.
Тогда председатель парламента Вячеслав Макаров подписал новые правила прохода в Мариинский дворец для СМИ. Согласно им, неаккредитованные журналисты должны были передвигаться по дворцу в сопровождении сотрудника пресс-службы Заксобрания.
Получалось, что в здании заседают не люди, которые избрались на фоне массовых протестов против фальсификации выборов, а как раньше, Государственный совет Российской империи. Впрочем, в зале заседаний при царях располагался Зимний сад, а деятельность большинства нынешних парламентариев не многим отличается от кипучей жизни растений.
Правила прохода было запрещено фотографировать и ксерокопировать, но журналисты узнали об их существовании и пришли в Заксобрание в футболках с надписью «Нет цензуре!» и цитатой из статьи 29 Конституции РФ, запрещающей цензуру в стране. Свобода СМИ, впрочем, провозглашена еще и Декларацией прав человек 1789 года.
Позже Макаров говорил, что не подписывал таких правил, но СМИ опубликовали копию документа, доказывающую обратное. Затем спикер пообещал сделать проход в Заксобрание «простым и конкретным».
Испытают проблемы журналисты в общении с обитателями Мариинского дворца из-за управления материально-технического обеспечения Заксобрания, в просторечии завхозов, как бы странно это не звучало.
Начальник управления Алена Кукушкина и ее заместитель Юрий Муха были замечены в исполнении роли своего рода секьюрити. Кукушкина, например, стала знаменитой из-за вздорных правил работы СМИ в парламенте. Известно также, что она может буквально жестом руки прогнать некоторых мелких политиков или помощников депутатов от журналистов. Юрий Муха выслужился тем, что мужественно загородил телом вице-спикера Анатолия Дроздова от корреспондента MR7.ru. Тот лишь хотел узнать, когда единоросс извинится за оскорбление, которое нанес журналистке Александре Гармажаповой.
Непросто журналистам и гулять по дворцу. Если корреспонденты зайдут в Синюю гостиную, неподалеку от кабинета спикера, их нагонит руководитель аппарата председателя Заксобрания Юрий Таничев и со скандалом сдаст на руки руководству пресс-службы, в другом случае, журналистов могут остановить на выходе из дворца и проверить удостоврения. За всеми следят видеокамеры.
Может, потому следят за журналистами, что в недрах дворца таится личный нужник настоятеля домовой церкви дворца Петра Мухина? СМИ писали, что личный кабинет служителя культа в бельэтаже (в лифте ему соответствует кнопка «2А») оборудован и этой мирской деталью. Какие небесные силы запрещают справлять естественные надобности в одном месте с паствой, остается непонятным.
Отметим, труднее попасть только в Смольный. Исполнительная власть огородилась от мира двумя кардонами охраны. Первый — у ворот здания Смольного, второй — внутри. Причем второй кордон досматривает всех с помощью рентгена и рамки металлодетектора. При всем при этом заседания правительства города скучны и редки, в отличии от шумных выступлений, на которые еще пока щедры некоторые петербургские депутаты. В Мариинском дворце рентген для пожитков посетителей установили, но пока им не пользуются.
В Госдуме, к примеру, строже вести учет аккредитованных корреспондентов обещали осенью 2016 года.
А как же на загнивающем западе? В декабре ужесточение правил прохода в сейм Польши вызвало массовые протесты как депутатов, так и простых граждан страны. В Финляндии же любой гражданин может попасть в здание парламента и понаблюдать за законотворчеством, пройдя досмотр, те же правила действуют, например, в британском и американском парламентах. В петербургском парламенте нужно заранее получать разовый пропуск.
Напомним, в 2016 году петербургские журналисты с помощью бойкота пресс-подходов председателя Заксобрания Вячеслава Макаров добились, чтобы вопросы к спикеру не согласовывались пресс-службой парламента, вопреки многолетней традиции. Однако по-прежнему невозможно попасть на заседание фракции «Единая Россия», в то время как некоторые другие фракции прямо зовут на свои заседания корреспондентов. Также от журналистов скрывали в 2015 году, как депутаты Заксобрания сдают нормы ГТО.