Противостоять полиции готовы грузоперевозчики, которые выедут 11 ноября 216 года на автопробег в Петербурге. Смольный отклонил их заявку за день до акции протеста. Дальнобойщики продолжают добиваться полной отмены системы «Платон».
Плавный рост поборов
Система сбора платы за проезд большегрузов по федеральным трассам «Платон» действует с 15 ноября 2015 года. Протесты дальнобойщиков против ее введения начались ровно год назад.
Подобные системы сбора денег за проезд с большегрузов работают и в других странах, например, Белоруссии, Германии и Швейцарии. «Платон» возник в рамках концессионного соглашения, которое заключили в 2014 году Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). ООО контролирует сын близкого к президенту РФ Владимиру Путину предпринимателя Ротенберга – Игорь, однако пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков это отрицает.
«Фонд борьбы с коррупцией» по суду требовал расторгнуть сделку с РТИТС, потому что ее заключили без конкурса. Суд отклонил иск.
Правительство предполагало повысить тариф за проезд грузовиков с 1 марта 2016 года до 3,06 рублей за километр пути, однако массовые митинги дальнобойщиков привели к тому, что тариф сохранили на уровне 1,53 рубля.
По словам министра транспорта Максима Соколова, на конец осени 2016 года в системе зарегистрировались порядка 260 физических и юридических лиц и более 760 тысяч автомобилей. Примерно 80 % используют бортовые устройства, которые отсчитывают километры пробега. К слову, поначалу этих устройство не хватало, и они постоянно барахлили.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев считает, что график повышения тарифа можно обсуждать и сделать его более плавным, а льготный тариф можно было бы продлить.
Минтранс предложил повысить тариф с февраля 2017 года до 2,61 рубля, а с июня — до 3,06 рубля, то есть фактически в два раза. Также предлагается отложить индексацию тарифа на уровень инфляции (до 3,73 рубля за километр) до июля 2018 года. При этом в ведомствене ожидают роста цен на продукты.
— Минтранс не ожидал этого и когда ввели «Платон». В результате все увидели цены в магазинах в январе 2016 года, — говорит один из известных участников протестов против «Платона» Сергей Владимиров. — У министерства арифметика непонятная. То ли не знают, сколько логистических цепочек заложено в цене товара, то ли не хотят знать. Во вторник, 8 ноября, наши представители ездили Росавтодор, приехали туда и представили производителей товаров. Даже они говорили, что невозможно сдерживать цены, если подрастет «Платон». Никто в Росавтодоре этого слышать даже не хочет. Так что, это бред сивой кобылы, чисто политическое заявление, экономики тут нет, — уверен Владимиров.
Российские продовольственные союзы отмечают, что в системе зарегистрировано недостаточно автомобилей, а часть перевозчиков избегают оплаты. Рост тарифа увеличит цены на продукты на 3–10 %. Учитывая, что доходы россиян сокращаются, это станет ощутимым скачком, говорят продсоюзы.
Заткнуть дыру «Платоном»
Пресс-служба Росавтодора сообщила, что на полученные от «Платона» средства отремонтировали более тысячи километров «самых проблемных» дорог.
— Ремонтные работы полностью завершены в 37 городах и субъектах Российской Федерации. По данным Росавтодора, не справились с поставленной Правительством РФ задачей только региональные дорожники в Тверской области (г. Тверь) и городе Бологое, где ремонт на средства «Платона» завершен лишь на 40% от объемов. Отстающим дорожным ведомствам Тверского региона поставлена задача устранить нарушения графика производства работ, — пишет ведомство.
По словам Сергея Владимирова, сообщения Росавтодора отличается от того, что говорят на встречах с грузоперевозчиками.
— Сначала говорили, что деньги с «Платона» пойдут на ремонт федеральных трасс, затем, что региональных. Потом какую-то часть средств пустили на региональные дороги. Однако у нас произошел мониторинг тех регионов, в которых было известно, что туда поступят деньги из «Платона». Ничего в этих регионах не отремонтировали. Во вторник в Росавтодоре нам сказали, что деньги из «Платона» пойдут на затыкание дыр бюджета, — сообщил Владимиров.
«Будем бодаться»
Годовщину протеста грузоперевозчики встретят новыми автопробегами, митингами и пикетами. Испугавшись дальнобойщиков, Дума срочно приравняла автопробеги к демонстрациям в начале 2016 года.
Тем не менее машины с плакатами против «Платона» прокатятся в Кирове, Оренбурге, Саратовской области, Нижегородской области и Челябинске. В Рязани состоятся пикеты. В Орле состоится митинг, на котором объявят о создании местного профсоюза перевозчиков.
В Петербурге заявку на автопробег подали 31 октября. Дальнобойщики собираются с 10 до 11 утра на пересечении Софийской улицы Николаевского проезда, а затем двинутся колонной в сторону Колпинского шоссе. После автопробега пройдет митинг в поле в начальной точке пробега без звукоусиления, но с плакатами и флагами. Смольный отказал дальнобойщикам в последний момент.
— Что значит согласование? — спрашивает Сергей Владимиров. — Мы по закону подали уведомление, нам его должны были согласовать, либо перенаправить маршрут. В четверг, 10 ноября, пришел отказ, а должны были в течение трех суток уведомить. Сложно сказать, сколько машин выйдет. Может, придется из-за погоды на легковых ехать. Заявлено у нас двести машин, 99 подтвердили на 100 %, что приедут, но никто не знает, сколько сможет со стоянок людей выехать на грузовиках, — говорит Владимиров.
В проекте резолюции митинга главное — отмена «Платона». Затем отмена транспортного налога, вместо него оставить только топливный акциз. Грузоперевозчики потребуют «навести конструктивный порядок в стране, отменить антиконституционные, антинародные законы», отставки премьера Дмитрия Медведева и министра Минтранса Соколова, гласной проверки всех министерств, полной судебной реформы.
— И привлечь всех казнокрадов к уголовной ответственности по суду. К антинародным законам мы относим и платные участки трасс. Это противоречит конституционному праву свободного передвижения по нашей стране, — убежден Владимиров.
Задержаний во время несогласованного митинга дальнобойщики не боятся, говорит он.
— Пускай полиция реагирует, будем бодаться, никуда не деться. Уведомление мы подали, а все остальное — нарушение не наше будет, а правоохранительных органов.