Новости

Прощайте, Павел Солтан

Погиб Павел Михайлович Солтан. Осознать это тяжко, принять это больно. Он был невероятным человеком – человеком чести и мужества, умеющим любить, сильным и глубоко порядочным.

Павлу Солтану было 20 лет. Студент-первокурсник ЛЭТИ 1 декабря 1981 года попал под поезд. И лишился рук и ног.  Он не сломался. Он решил, что будет жить дальше и вернется к обычной жизни, как у всех людей. Рядом были родители и старший брат. Отец-фронтовик, прошедший нацистский плен и побег из концлагеря, знал, каково это – возвращение к жизни. Но у Павла было свое возвращение.

После того, как зажили культи, парень начал учиться ходить – на тех протезах, которые ему выдали врачи. Надо было научиться держать равновесие и постоянно  преодолевать страшную боль. Это было летом – на даче под Шлиссельбургом. Он ходил каждый день. От дачи до берега Невы. И к концу лета уже мог преодолевать значительные расстояния.

Тогда еще не делали в СССР  протезов, которые при таких тяжелых травмах позволили бы заменить конечности. Павел с отцом нашли москвича-изобретателя – инвалида Великой Отечественной войны бывшего танкиста Григория Руденко, потерявшего руки и сконструировавшего уникальные протезы для себя самого. К 1983 году протезы для Павла были готовы. Он научился не просто ходить, открывать двери, но и писать – он хотел вернуться в институт. И вернулся, и получил образование. И в 1988 году научился водить свою первую машину – «Запорожец». Работал на заводе «Электрон». В фирме «Поиск», где встретил свою будущую жену.

Павел Солтан работал и в Институте протезирования им. Альбрехта. По его чертежам изготавливались уникальные протезы – он помогал людям, попавшим в беду, возвращаться к жизни.

Осенью 1994 года в Петербург приезжала Королева Великобритании Елизавета. Она посетила Институт протезирования вместе с Наиной Ельциной. Жена президента узнала, что у Солтана совсем старый «Запорожец» и Ельцин подарил ему «Жигули» восьмерку. Павел был необыкновенно внимательным и аккуратным водителем.

«Он был наш человек, он нас понимал», - это мне позвонил сразу после горестной вести Юрий Кузнецов, президент региональной общественной организации инвалидов за независимую жизнь «Мы — вместе». Юра – сам человек судьбы необычной, он «по законам жанра» – отказник, дом ребенка, интернат для детей с тяжелыми нарушениями развития – должен был быть запертым во взрослый ПНИ (психоневрологический интернат), но смог не просто выучиться, а, получив образование, покинуть  интернат, стать журналистом, гражданским активистом, снимать кино и жить самостоятельно. Юрий узнал о гибели депутата Солтана одним из первых. Ему невыносимо больно. Он вспоминает, как Павел Михайлович, уже будучи депутатом Законодательного собрания, защищал права инвалидов, многого добился. И как однажды вместе с женой пришел к Юре домой – с огромным тортом. Как всех этим тортом угощали. И как Солтан  всегда аккуратно и мастерски водил машину.

Смерть  доброго, мудрого, сильного, настоящего человека Павла Солтана – наше общее горе.

share
print